Согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными государственными органами и организациями осуществляется в силу их компетенции, при этом такая заинтересованность в согласовании проекта устанавливается исходя из предмета рассматриваемых в нем вопросов, а также с учетом требований законодательных актов Республики Казахстан.
Проекты нормативных правовых актов не направляются на согласование в заинтересованные организации, представители которых ранее представили свои экспертные заключения в рамках участия в составе экспертных и общественных советов. После получения заключений экспертных советов, Национальной палаты предпринимателей РК, согласования с другим заинтересованными организациями, а также уполномоченным органом по предпринимательству проект нормативного правового акта, предусматривающий введение регуляторного инструмента или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства, представляется на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве РК (далее – Комиссия). К разработанному проекту нормативного правового акта прилагаются результаты проведенного анализа регуляторного воздействия и информация о размещении на общедоступных интернет-ресурсах. Разработанные проекты нормативных правовых актов, подлежащие государственной регистрации в органах юстиции на основании ст. 35-1 Закона, подлежат обязательному согласованию с органами юстиции до направления их на государственную регистрацию. Проекты нормативных правовых актов местных государственных органов-разработчиков направляются на обязательное согласование в территориальные органы юстиции. При направлении в органы юстиции к разработанному проекту нормативного правового акта прилагаются результаты согласования с заинтересованными государственными органами и организациями, экспертные заключения, рекомендации, пояснительная записка, сравнительная таблица прежней и новой редакции с указанием аргументированных обоснований со ссылкой на нормы вышестоящих нормативных правовых актов, поручения вышестоящих государственных органов (при наличии) по каждому вносимому изменению и/или дополнению и их выделением (в случае внесения изменений и (или) дополнений в действующий нормативный правовой акт), результаты публичного обсуждения, а также экспертиз, обязательность проведения которых предусмотрена Законом и/или законодательным актом, регулирующим правоотношения в соответствующей сфере, за исключением проектов, предусмотренных п. 54 настоящих Правил. При согласии с рекомендациями, замечаниями и предложениями, полученными в ходе согласования, государственный орган-разработчик направляет в органы юстиции доработанный проект нормативного правового акта. В случае несогласия с полученными рекомендациями и/или экспертными заключениями, к разработанному проекту нормативного правового акта прилагаются ответы государственного органа-разработчика в адрес заинтересованных органов и организаций с соответствующими обоснованиями. На согласование представляются как производный вид проекта нормативного правового акта, так и проект основного нормативного правового акта, которым он утверждается. При направлении в органы юстиции к проекту нормативного правового акта, предусматривающего введение регуляторного инструмента или ужесточение регулирования в отношении субъектов предпринимательства, прилагаются результаты проведенного анализа регуляторного воздействия и/или альтернативного анализа регуляторного воздействия и протокольное решение о его одобрении Комиссией. На согласование в органы юстиции и заинтересованные государственные органы и организации в рамках электронного документооборота посредством ИП ГО разработанный проект нормативного правового акта и прилагаемые к нему документы направляются в формате *docx на казахском и русском языках, удостоверенные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) руководителя, заместителя руководителя центрального или местного органа либо руководителя аппарата соответствующего местного органа или акима города районного значения, села, поселка, сельского округа либо лица, исполняющего его обязанности. При этом при электронном документообороте проект нормативного правового акта согласовывается руководителем юридической службы государственного органа-разработчика посредством ЭЦП, а при бумажном документообороте все листы проекта нормативного правового акта парафируются указанным должностным лицом государственного органа, направляющего на согласование соответствующий проект, а в случае его отсутствия – лицом, исполняющим его обязанности. Согласование разработанного проекта нормативного правового акта органами юстиции, заинтересованными государственными органами и организациями, производится в течение десяти рабочих дней после дня его поступления, если иной срок не установлен законодательством. В случае непредставления заинтересованным государственным органом или организацией ответа в установленный срок проект нормативного правового акта считается согласованным без замечаний. При этом согласование разработанного проекта нормативного правового акта органами юстиции осуществляется после согласования разработанного проекта нормативного правового акта всеми заинтересованными государственными органами и организациями. Согласование проекта нормативного правового акта, разработанного в связи с временными ограничительными мероприятиями по причине неблагополучной эпидемиологической ситуации, в том числе с карантином, либо в реализацию решений Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте РК, созданной в соответствии с Законом РК «О чрезвычайном положении» (далее – Государственная комиссия), производится в течение одного рабочего дня после дня его поступления. Согласование проекта нормативного правового акта о признании утратившим силу нормативного правового акта производится в течение трех рабочих дней после дня его поступления. Повторное согласование проекта нормативного правового акта, доработанного с учетом полученных рекомендаций, замечаний и предложений, а также в случае несогласия с ними производится в течение пяти рабочих дней после дня его поступления на повторное согласование, а по проектам, указанным в п. 54 настоящих Правил, – в течение одного рабочего дня. В случае непредставления заинтересованным госорганом или организацией ответа в установленный срок проект нормативного правового акта считается согласованным без замечаний. В случае несогласия с полученными рекомендациями, замечаниями и предложениями государственный орган-разработчик проводит согласительные консультации с соответствующими заинтересованными государственными органами и/или организациями. По итогам рассмотрения проекта нормативного правового акта органы юстиции и согласующий заинтересованный государственный орган или организация представляют один из следующих вариантов ответа: – согласовать без замечаний; – вернуть на доработку; – вернуть на доработку по юридической технике; – отказать в согласовании. При этом возврат проектов нормативных правовых актов на доработку по юридической технике осуществляется по замечаниям, связанным с несоблюдением юридической техники и не влекущим изменение смыслового содержания проекта нормативного правового акта. После доработки такие проекты направляются в органы юстиции без повторного согласования с другими заинтересованными органами и организациями.
В случае ответа о возврате на доработку или отказе в согласовании представляются конкретные замечания и (или) предложения с обоснованиями и (или) предлагаемыми редакциями соответствующих норм рассмотренного проекта нормативного правового акта, которые должны относиться непосредственно к компетенции согласующего государственного органа. В случае внесения в проект нормативного правового акта исправлений, влекущих изменение его смыслового содержания, государственный органразработчик проводит повторное согласование проекта нормативного правового акта с целью получения ответа о согласовании без замечаний. После получения ответа о согласовании без замечаний от органов юстиции проект нормативного правового акта считается окончательно согласованным и может быть утвержден.
Алма САЛЬМЕНОВА, руководитель отдела регистрации нормативных актов Департамента юстиции Павлодарской области