В процессе осуществления жизнедеятельности граждане, организации с одной стороны и административные (государственные) органы и должностные лица, наделенные властными полномочиями с другой стороны вступают между собой в различные правоотношения, регулируемыми нормами соответствующих законодательств.
В ходе взаимодействия с административными органами и должностными лицами возникают ситуации, которые могут спровоцировать административные споры.
Учитывая значительное количество вопросов, разрешение которых находится в компетенции административных органов и должностных лиц, административные дела могут касаться разнообразных сфер жизни граждан и деятельности организаций.
В административных судах рассматриваются административные дела по спорам вытекающих из публично-правовой деятельности органов власти связанных с принятием, отменой, изменением, исполнением юридически властного решения, направленного на установление, возникновение, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц, то есть в сфере реализации административным органом и должностным лицом своих властно-публичных полномочий в отношении граждан и организаций.
Одной из категории дел рассматриваемых административными судами являются споры в сфере архитектурной и градостроительной деятельности.
Это споры, возникающие между физическими и юридическими лицами с одной стороны и соответствующими государственными органами с другой стороны по вопросам реализации властных полномочий в процессе осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, такими как выдача архитектурно-планировочных заданий, согласование эскизных проектов, принятие к учету актов вода в эксплуатацию построенных объектов. Кроме того, предметом таких споров могут являться предписания Управления государственного архитектурно-строительного контроля.
Отношения в данной области регулируются Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, строительной и градостроительной деятельности», подзаконными нормативными правовыми актами (правила, стандарты).
Государственные органы обязаны руководствоваться при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц не только положениями указанных законов, а также принципами и положениями Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Указом Президента Республики Казахстан от 26 февраля 2021 года № 522 утверждена Концепция развития государственного управления в Республике Казахстан до 2030 года: построение «человекоцентричной» модели – «Люди прежде всего».
Главой государства поставлена задача перед государственными органами по воплощению в жизнь концепции «Слыщащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.
Одним из инструментов реализации концепции «Слышащего государства» являются административные суды призванные защищать права и интересы граждан и организаций в спорах с органами власти.
Необходимо отметить, что не каждый спор с административным (государственным) органом и должностным лицом подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а только те споры, которые вытекают из публично-правовых отношений.
Даурен ДЮСЕНБАЕВ, судья Специализированного межрайонного административного суда Карагандинской области


