12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ПОЧЕМУ В КАЗАХСТАНЕ ЧАСТО МЕНЯЮТСЯ ЗАКОНЫ?

Казахстан – страна, которая развивается с каждым днем. Вместе с новшествами в экономике, политике, здравоохранении, образовании приходят новые законы. За прошедшие десятилетия в стране были приняты сотни законов, но они имеют свойство часто меняться и дополняться, а значит, изначально они не были доработаны до конца.

Наша Конституция неоднократно претерпела изменения, начиная с 1995 года. К примеру, Конституция США за все время существования имела всего 27 правок, учитывая, что этой Конституции более 200 лет. За 26 лет Конституцию Казахстана меняли пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. Всего в Конституции девять разделов и 98 статей. Президент Касым-Жомарт Токаев 5 мая 2022 года огласил проведение референдума по поправкам к Конституции. По его словам, цель данных поправок –переход к «новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества», и переход «от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством». О чем говорят эти процессы правок и изменений? Имеет ли эта проблема позитивную сторону? Может ли это означать, что с каждой новой правкой наше законодательство становится лучше? Или же наоборот, это говорит о том, что в законодательном органе есть некие проблемы с принятием законов? Речь ведь идет не только о Конституции. Редактированию также подвергаются и другие кодексы, будь то Налоговый, Гражданский или Уголовный. Сегодня мнениями по этому вопросу с нами делятся эксперты: Евгений Квашнин, практикующий юрист, член ПЮК «Iustus» и юрист Нурсултан Уткелбаев.

Евгений КВАШНИН, практикующий юрист, член ПЮК «Iustus»:

– Что такое государство? Если не вдаваться в сухое изложение определения термина «государство» в учебниках теории государства и права, можно сказать, что государство – это современный способ решения проблем. Почему я так считаю? Потому, что государство позволяет консолидировано решать проблемы, которые люди самостоятельно решить не могут. Одним из способов решения проблем, а также признаком государства, является его законотворческая деятельность. Указом Президента РК от 15 октября 2021 года № 674 утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Данная концепция предусматривает план модернизации казахстанской правовой системы, в соответствии со стратегией развития РК, а также является основой для ежегодных планов законопроектных работ Правительства РК. В соответствии с п.п. 2) п. 2 ст. 15 Конституционного закона, право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит Правительству республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства План законопроектных работ на 2022 год предусматривает разработку и внесение в Парламент 26 законопроектов. Каждый из законопроектов предусматривает внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты Республики Казахстан. Таким образом, на мой взгляд, основной причиной внесения изменений и дополнений в законодательные акты РК, является приведение в соответствие действующих законодательных актов в связи с модернизацией законодательства. Мир не стоит на одном месте. Мир развивается, появляются новые социальные отношения, не урегулированные законодательством. А поскольку Казахстан является частью мировой системы, для его устойчивого развития и регулирования новых социальных отношений (в том числе, для формирования принципа правовой определенности в новых отношениях), необходимо совершенствовать действующее законодательство. Поэтому, принимая во внимание изложенное выше, на мой взгляд, изменения в законодательство направлены на развитие нашей страны.

Нурсултан УТКЕЛБАЕВ, юрист:

– Как изменилось законодательство за последние годы в Казахстане? Законы в Казахстане принимаются с завидной регулярностью, десятками в год, а подзаконные акты – тысячами. К примеру, за последний год законов, постановлений и указов было принято более 2500, включая изменение самой Конституции дважды. Законодатель внес изменения в Гражданский кодекс – 59 раз, в Уголовный кодекс – 41, Административный – 72 за последние пять лет. А считать внесенные изменения в законы – дело нецелесообразное. Не все юристы успевают следить за новшествами законодательства. Что говорить о простом обывателе? Почему в Казахстане законодательство так часто меняется? В Казахстане действует романо-германская правовая система. Ее отличие от англосаксонской системы права состоит в том, что англосаксонская система основывается на судебных прецедентах, а романо-германская базируется на нормативных правовых актах. Говоря простыми словами, англосаксонская система регулирует узкий круг общественных отношений, частные отношения стороны могут отрегулировать договором, а неурегулированные вопросы может разрешить суд. Такие решения суда впоследствии становятся обязательными для всех. Охват романо-германской же системы весьма широк. Это вовсе не говорит о недостатках или преимуществах одной системы перед другой. Просто Казахстан принял эту систему в самом дотошном виде, и законодатель пытается чрезмерно отрегулировать все аспекты жизнедеятельности людей, бизнеса и государственных органов. Так как экономика идет семимильными шагами, а право всегда запаздывает, эти изменения в законодательство будут нескончаемыми. Вторая причина частых изменений – в качестве принимаемых законов. Из-за огромного потока норм не удается их проработать и обдумать должным образом. Мнение людей, малого и среднего бизнеса не учитывается в полной мере при обсуждении законопроектов. Другая причина изменений – это поддержка интересов влиятельных структур и крупных компании. Как сделать законодательство более стабильным? Самый главный способ – уйти от чрезмерного стремления отрегулировать все сферы деятельности людей и юридических лиц. Нужно понять простую истину: то, что не запрещено законом – разрешено. Государство должно устанавливать самые основополагающие принципы нашей с вами работы. Пусть частные отношения регулируют люди и бизнес на основании договора. Необходимо рассмотреть увеличение саморегулируемых организации и передать им больше полномочий от государства. К примеру, в США у законодательной власти есть множество профильных комитетов и подкомитетов с первоклассными специалистами. Они занимаются детальным обсуждением законопроекта, проводят его экспертизу, выявляют основные недостатки и вносят существенные коррективы в текст. По волнующим страну вопросам проводятся парламентские слушания, для обсуждения приглашаются общественность, научные деятели, эксперты и представители корпораций. В Казахстане тоже такое существует, но учет мнения общественности оставляет желать лучшего. Народу нелегко инициировать нужные изменения в закон через своего избранника в Парламенте.

Подготовил Ришат МАХСУТОВ

Все для комфортной жизни

Открытие четырех новых домов культуры в жилых массивах Кайнарбулак,...

Ориентир на интересы граждан

В нашей стране созданы и продолжают создаваться все необходимые...

Не попасть в финансовую западню

Широкое проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь людей сопровождается...

Украина төңірегіндегі жағдай ушықты: Тоқаев тапсырма берді

Президент Қасым-Жомарт Тоқаев Украина төңірегіндегі жағдай ушығуына байланысты тапсырма берді.

ҚАЙЫРЫМДЫЛЫҚ АЛАЯҚТАРДЫҢ АЗЫҒЫ БОЛМАУЫ ТИІС

Қазақ халқының дәстүрінде қайырымдылық пен жомарттық ерекше орын алады. Жетімін жылатпай, жесірін қаңғытпай, мұқтажға қол ұшын созу – ұлтымыздың асыл қасиеттерінің бірі. Алайда соңғы уақытта қайырымдылық саласында орын алған кейбір келеңсіз оқиғалар осы түсініктерге қаяу түсірді.