Казахстан – страна, которая развивается с каждым днем. Вместе с новшествами в экономике, политике, здравоохранении, образовании приходят новые законы. За прошедшие десятилетия в стране были приняты сотни законов, но они имеют свойство часто меняться и дополняться, а значит, изначально они не были доработаны до конца.
Наша Конституция неоднократно претерпела изменения, начиная с 1995 года. К примеру, Конституция США за все время существования имела всего 27 правок, учитывая, что этой Конституции более 200 лет. За 26 лет Конституцию Казахстана меняли пять раз: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах. Всего в Конституции девять разделов и 98 статей. Президент Касым-Жомарт Токаев 5 мая 2022 года огласил проведение референдума по поправкам к Конституции. По его словам, цель данных поправок –переход к «новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества», и переход «от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством». О чем говорят эти процессы правок и изменений? Имеет ли эта проблема позитивную сторону? Может ли это означать, что с каждой новой правкой наше законодательство становится лучше? Или же наоборот, это говорит о том, что в законодательном органе есть некие проблемы с принятием законов? Речь ведь идет не только о Конституции. Редактированию также подвергаются и другие кодексы, будь то Налоговый, Гражданский или Уголовный. Сегодня мнениями по этому вопросу с нами делятся эксперты: Евгений Квашнин, практикующий юрист, член ПЮК «Iustus» и юрист Нурсултан Уткелбаев.
Евгений КВАШНИН, практикующий юрист, член ПЮК «Iustus»:
– Что такое государство? Если не вдаваться в сухое изложение определения термина «государство» в учебниках теории государства и права, можно сказать, что государство – это современный способ решения проблем. Почему я так считаю? Потому, что государство позволяет консолидировано решать проблемы, которые люди самостоятельно решить не могут. Одним из способов решения проблем, а также признаком государства, является его законотворческая деятельность. Указом Президента РК от 15 октября 2021 года № 674 утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Данная концепция предусматривает план модернизации казахстанской правовой системы, в соответствии со стратегией развития РК, а также является основой для ежегодных планов законопроектных работ Правительства РК. В соответствии с п.п. 2) п. 2 ст. 15 Конституционного закона, право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит Правительству республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства План законопроектных работ на 2022 год предусматривает разработку и внесение в Парламент 26 законопроектов. Каждый из законопроектов предусматривает внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты Республики Казахстан. Таким образом, на мой взгляд, основной причиной внесения изменений и дополнений в законодательные акты РК, является приведение в соответствие действующих законодательных актов в связи с модернизацией законодательства. Мир не стоит на одном месте. Мир развивается, появляются новые социальные отношения, не урегулированные законодательством. А поскольку Казахстан является частью мировой системы, для его устойчивого развития и регулирования новых социальных отношений (в том числе, для формирования принципа правовой определенности в новых отношениях), необходимо совершенствовать действующее законодательство. Поэтому, принимая во внимание изложенное выше, на мой взгляд, изменения в законодательство направлены на развитие нашей страны.
Нурсултан УТКЕЛБАЕВ, юрист:
– Как изменилось законодательство за последние годы в Казахстане? Законы в Казахстане принимаются с завидной регулярностью, десятками в год, а подзаконные акты – тысячами. К примеру, за последний год законов, постановлений и указов было принято более 2500, включая изменение самой Конституции дважды. Законодатель внес изменения в Гражданский кодекс – 59 раз, в Уголовный кодекс – 41, Административный – 72 за последние пять лет. А считать внесенные изменения в законы – дело нецелесообразное. Не все юристы успевают следить за новшествами законодательства. Что говорить о простом обывателе? Почему в Казахстане законодательство так часто меняется? В Казахстане действует романо-германская правовая система. Ее отличие от англосаксонской системы права состоит в том, что англосаксонская система основывается на судебных прецедентах, а романо-германская базируется на нормативных правовых актах. Говоря простыми словами, англосаксонская система регулирует узкий круг общественных отношений, частные отношения стороны могут отрегулировать договором, а неурегулированные вопросы может разрешить суд. Такие решения суда впоследствии становятся обязательными для всех. Охват романо-германской же системы весьма широк. Это вовсе не говорит о недостатках или преимуществах одной системы перед другой. Просто Казахстан принял эту систему в самом дотошном виде, и законодатель пытается чрезмерно отрегулировать все аспекты жизнедеятельности людей, бизнеса и государственных органов. Так как экономика идет семимильными шагами, а право всегда запаздывает, эти изменения в законодательство будут нескончаемыми. Вторая причина частых изменений – в качестве принимаемых законов. Из-за огромного потока норм не удается их проработать и обдумать должным образом. Мнение людей, малого и среднего бизнеса не учитывается в полной мере при обсуждении законопроектов. Другая причина изменений – это поддержка интересов влиятельных структур и крупных компании. Как сделать законодательство более стабильным? Самый главный способ – уйти от чрезмерного стремления отрегулировать все сферы деятельности людей и юридических лиц. Нужно понять простую истину: то, что не запрещено законом – разрешено. Государство должно устанавливать самые основополагающие принципы нашей с вами работы. Пусть частные отношения регулируют люди и бизнес на основании договора. Необходимо рассмотреть увеличение саморегулируемых организации и передать им больше полномочий от государства. К примеру, в США у законодательной власти есть множество профильных комитетов и подкомитетов с первоклассными специалистами. Они занимаются детальным обсуждением законопроекта, проводят его экспертизу, выявляют основные недостатки и вносят существенные коррективы в текст. По волнующим страну вопросам проводятся парламентские слушания, для обсуждения приглашаются общественность, научные деятели, эксперты и представители корпораций. В Казахстане тоже такое существует, но учет мнения общественности оставляет желать лучшего. Народу нелегко инициировать нужные изменения в закон через своего избранника в Парламенте.
Подготовил Ришат МАХСУТОВ