12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Пикники на обочине

В профессиональной карьере каждого следователя есть дело «важняк», которому он отдал часть своей жизни. Где пришлось проявить способности детектива, идти по следу, искать улики, сопоставлять, применять криминалистическую технику. Таким беспрецедентным по своей жестокости можно назвать дело банды «черных риэлтеров», на счету которой было девять убийств. На территории г. Алматы ОПГ орудовала с 2003 года, выбирая в качестве мишени склонных к алкоголизму собственников недвижимости. Их трагическую судьбу предопределили образ жизни, доверчивость и незащищенность.

Абылай Кайсенов догуливал последние дни своего трудового отпуска. Брать дни отдыха пришлось урывками, его то и дело отзывали. Поэтому в этот день махнули с друзьями на рыбалку с раннего утра. У них был давний девиз: «Поедем на сазана!». Загрузились в машины, взяв то, без чего ни одна рыбалка не обходится, и с шумом-гамом поехали. И рыбалка у них задалась. Закидывая кармак, без долгого ожидания кто-то из ребят с радостными криками вытаскивал удочку с поблескивающей на солнце рыбешкой… «Накрыли поляну», поднимая тосты за удачный клев и хороший отдых. И когда Абылай стал искать в кармане куртки пачку сигарет, то, как ошпаренный, закричал: «Все, сворачиваемся! Шеф, оказывается, звонил». И насчитал четыре не отвеченных звонка. Отойдя подальше, он набрал номер заместителя начальника Департамента по уголовным делам. Разговор был коротким – объявлен сбор. Часа через три они были уже в управлении. Дежурный доложил обстановку – найден очередной труп, при установлении личности убитого выяснилось – опять одинокий, выпивавший человек.

Серийные убийства одиноких владельцев недвижимости

В производство следователей поступило уголовное дело по убийству В. Андронова – одинок, склонен к спиртному. Владеет квартирой в престижном микрорайоне… Теперь вот новый случай. И снова все аналогично. Почерк один. Шеф велел Абылаю объединить расследование обоих дел в одно и заняться ими лично. Поэтому уже в его кабинете собрались на мозговой штурм. Решили поднять все так или иначе схожие дела. Ведь это уже не выглядело как случайное совпадение. То, как они стали разматывать этот криминальный клубок, какие оперативные приемы использовали, достойно серии детективных историй. Многое прошло под грифом «Секретно», «Для служебного пользования». Им вскоре уже было ясно – речь идет о серийных убийствах одиноких владельцев недвижимости. … Схема была такова. Втираясь в доверие, обманом аферисты под разными предлогами вначале склоняли жертву к переоформлению квартиры. Затем приглашали на «веселый пикничок» где-нибудь за городом. Изрядно подвыпивший владелец квадратных метров оказывался в беспомощном состоянии, затем и вовсе лишался жизни. Добытая кровью убитого квартира выставлялась на продажу. Построенный на такой схеме бизнес бойко пошел в гору. Руководил ОПГ пенсионер Сергей Семенов.

Убийство «компаньона»

Завязав с очередной жертвой приятельские отношения, С. Семенов предложил ему стать компаньоном по импорту рыбы и лесоматериалов. Для убедительности он заключил договор о сотрудничестве, скрепленный доверенностью на право управления и распоряжения имуществом. Произошла заминка. В июне 2003 года Семенова задержали по подозрению в причастности к убийству гр-ки Кисловой. Судебно-психиатрическая экспертиза направила его на принудительное лечение до выхода из временного расстройства психической деятельности. Затем перевели на амбулаторное принудительное лечение с диагнозом «Органическое поражение ЦНС (сложного генеза) с умеренно выраженным интеллектуально-мнестическим снижением и с редкими пароксизмами». Однако он вскоре вновь вернулся к преступным действиям по завладению квартирой Андронова. Чтобы усыпить бдительность «компаньона», передал ему около 15-18 тысяч долларов США. Составили договор займа на девять млн тенге, приступив к оформлению доверенности на управление и распоряжение имуществом жертвы. Но Андронов засомневался в искренности намерений и отказался от дальнейших действий. Семенов не сильно расстроился, решив любой ценой заполучить документы на имущество. Привлек подельника, пообещав ему долю от реализации квартиры. Решили вывезти Андронова на пикник, напоить. На склоне горы в Талгарском районе загодя выкопали яму для захоронения будущего трупа. С парковки возле магазина Семенов позвонил Андронову на домашний телефон, пригласил на пикник по вопросам бизнеса со «знакомыми юристами». Стали распивать спиртное, устроившись на поляне. Захмелевшую жертву убили, вытащив из кармана ключи от квартиры. Труп закопали. Прихватив из квартиры удостоверение личности Андронова, заменили дверной замок. Снять копию с оригинала документа помог подельник Султанов, 1972 года рождения, который подделал удостоверение личности для оформления доверенности от имени собственника квартиры. К документу с анкетными данными Андронова вставил фото своего отца Леонова, походившего на убитого. Дальше было просто – применил ламинатор, файл с пустым бланком типового удостоверения личности гражданина РК и матрицу с выгравированным орнаментом для нанесения тиснения. Восстановлением документов на квартиру занялся другой подельник Чураков, выступив в нотариальной конторе и других учреждениях как лицо, на чье имя и оформляется доверенность от имени Андронова. Знакомый нотариус не усомнился в подлинности удостоверения, выписав Чуракову доверенность с правом управлять и распоряжаться имуществом. В Центр недвижимости подали заявление на восстановление правоустанавливающих документов на жилье. С полученными дубликатами оформили сделку в госоргане. Квартира после наведения порядка и вывоза на свалку скарба убитого была показана покупателям. Продали ее за 117 тысяч долларов США.

В поисках шальных денег

Главарь банды Сергей Семенов, 1949 года рождения, не был рецидивистом с большой тюремной историей. За его плечами педагогическая и научная деятельность, защита кандидатской диссертации. Немного поработал в правоохранительных органах. В начале 2000 года открыл свой цех по переработке рыбы. Но его потянуло к большим и легким деньгам. Способ их заработать подсказала сама жизнь – вокруг было немало одиноких людей, пристрастившихся к алкоголю. Некоторые имели недвижимость. Кандидат наук решил на этом нагреть руки. Выбрав несколько жертв, собрал подельников – Марков, Киселев, Султанов, Чураков, Кунц, Радов… Пригодился опыт работы в правоохранительных органах. Чтобы обеспечить безопасность, с каждым членом ОПГ контактировал лично, но друг с другом их не знакомил. Сходились в момент совершения преступления.

Счастье было недолгим

Вскоре в поле зрения Семенова попали Гареевы, мать 1957 года рождения и дочь 1986 года рождения. Обе изрядно выпивали. Главарю банды их дом приглянулся. Поделился планом с подельниками: от хозяек избавимся, жилье приберем к рукам. Подобрали на роль кавалера Кунца, водителя Семенова, велев довести отношения с дочерью Гареевой до «официального брака», получения доверенности на имущество на лидера ОПГ, оформления документов и продажи дома. Кунц с ролью «жениха» справился. Гареева согласилась вступить в брак, продать дом, чтобы перебраться в г. Майкоп. Нежданно свалившееся счастье затуманило голову – она согласилась дать генеральную доверенность, Султанов занялся правоустанавливающими документами. На время продажи дома, на всякий случай, мать и дочь вывезли вместе с женихом в арендованный дом. Гареева оформила брак с Кунцем, строила планы по переезду. Члены ОПГ продали недвижимость за 43 тысячи долларов США. Сделку обмывали весело, Семенов спаивал женщин. Доведя до нужной кондиции, стал избивать. Расправившись, трупы выбросили в реку Или.

Расплата с «женихом»

При дележе денег Семенов понял, что в исчезновении Гареевых заподозрят жениха Кунца. Он как психологически неустойчивый человек мог признаться. Да и не хотелось делить с ним добычу. В общем, дни Кунца были сочтены. В дом, где после убийства Гареевых он обитал, Семенов нагрянул с подельником. Крепко затянули проволоку на шее жертвы. Вожак «стаи» попросил знакомых ребят приехать к кладбищу в ущелье «Широкая щель», где и велел им отнести труп на склон.

«Поедешь учиться?»

Вскоре на горизонте замаячила новая жертва: Мышкин, 1980 года рождения, одинокий, пьет. «Подружиться» с ним Семенов поручил Маркову, Султанову велел взять на себя хлопоты с документами на квартиру. Новому знакомому в обмен на квартиру он пообещал помочь поступить в Академию проблем безопасности, обороны и правопорядка в г. Новосибирске, назвавшись ее представителем. Султанов отвез Мышкина к знакомому нотариусу за генеральной доверенностью на имущество. Семенов снарядил своего подельника Бубнова в качестве сопровождающего уезжающего «на учебу» в Новосибирск молодого человека. Султанов забрал у Мышкина ключи от его квартиры, проводил до вокзала ст. Алматы-2, где их ждал Бубнов. Вручил мобильный телефон, билеты на поезд, двести долларов на расходы. Пожелал счастливого пути. Следом выехал Кустов – Семенов дал ему психотропное вещество для совершения убийства. Приехав в Барнаул, он вызвал Мышкина и Бубнова для «встречи» с «представителями академии». В придорожном кафе стал спаивать, подмешав порошок в фруктовый сок. Шепнул Бубнову, чтобы тот не налегал на этот напиток. Поддатых друзей вывез в малолюдный район, предложив Бубнову убить Мышкина. Тот отказался, тогда Кустову пришлось самому затянуть веревку, вытащив из кармана жертвы документы. Выкопали яму, где и захоронили труп. Султанов звонил в риэлторские компании как родственник владельца недвижимости. Цена – 10 тысяч долларов США – устроила всех.

Дышать сельским воздухом

Акимов трудился у Семенова по хозяйству, был любителем выпить. Жил в доме по соседству. Для расширения земельного участка «хозяин» решил переселить семью соседа за город. В селе склонил престарелого жителя выдать доверенность на свое имя. Этот дом и предложил Акимову для обмена плюс доплату в две тысячи долларов США и машину «Москвич». Ударили по рукам… Семенов отправил семью работника на новое место жительства, но документов так и не оформил. Составил договор купли-продажи дома на имя своей супруги Л. Лыковой. Через год Семенов и вовсе выселил их из дома в селе, пообещав Акимову работу на приусадебном участке. Сдал его жилье в аренду третьим лицам. На поляне возле дачи От работавшей у него экспедитором Родимовой узнал о ее гражданском муже Синельникове. Родных не имеет, пьет, живет в собственной квартире. Созрел план: Родимова познакомила сожителя с Семеновым для «оформления документов на квартиру». Обманом склонили мужчину подписать договор купли-продажи его квартиры на имя… Семенова. Так, мол, легче будет пройти регистрацию. Дело закончилось «веселым пикником» на поляне возле дачи Семенова. Пока Родимова отвлекала сожителя разговорами, любитель посиделок несколько раз ударил его в область головы… Закопали труп в заранее заготовленной яме. Квартиру продали за 10 437 000 тенге. «Пожадничал»… На сколоченный «капиталец» Семенов купил производственную базу. Для выгодной перепродажи привлек знакомого Пирогова, пообещав от продажной стоимости объекта пять процентов. Оформив документы, продал базу за 450 тысяч долларов США. 22 500 долларов полагалось подельнику. Но отдавать обещанную сумму не хотелось. В соучастницы задуманного убийства взял снова Родимову. Позвали Пирогова на загородный пикник для обсуждения расчета за услугу. На поляне вдоль трассы расстелили скатерть с обилием спиртного. Семенов отвел опьяневшего Пирогова в сторону. Начав разговор о деньгах, нанес ему удары в область головы и шеи. Труп закопали в яме неподалеку. Восьмая жертва Следующей жертвой, обладающей жилой площадью, был одинокий мужчина с вредными привычками – Крайнев, 1953 года рождения. По указанию Семенова Родимова вступает в близкие отношения с ним вплоть до совместного проживания в его же квартире. Вскоре она обманом склоняет Крайнева оформить на ее имя генеральную доверенность на квартиру. Знакомит жертву с Семеновым. Новый знакомый приезжает в квартиру Крайнева. Вместе веселятся, распивают спиртное. Дальше по сценарию. Расчленив труп и упаковав в полиэтиленовые пакеты, они вывозят его на захоронение. В квартире на скорую руку наводят предпродажный порядок, рабочие выносят из квартиры мебель и вещи, некогда принадлежавшие убитому. Девятая жертва Свою долю от преступного промысла стала требовать и Родимова. Но он решил ее «кинуть». Во время расследования уголовного дела по факту исчезновения Крайнева Родимову приглашают в полицию. Это встревожило Семенова. Тогда он решился пойти на ее устранение. В Илийском районе подыскал безлюдную поляну, вырыл яму. Вечером 19 июня 2011 года пригласил женщину за город. На пикник…

Срок – пожизненный

На то, чтобы установить опытного серийного убийцу и главаря ОПГ казахстанскому сыщику Абылаю Кайсенову и его коллегам потребовались долгие месяцы кропотливого труда. Они нащупывали нити, ведущие к осторожному преступнику, подбирались все ближе и ближе. И вскоре представили все доказательства. …Главарь банды пожелал, чтобы судил его суд с участием присяжных заседателей. Стал косить под «психа». Свои «психические расстройства» он демонстрировал однообразными заученными фразами типа «не помню, не знаю, не скажу», «соседи навели порчу, колдовали» либо обвинял во всем подельников. Однако память кандидата наук была феноменальной – он сумел показать все места захоронения жертв. «Интеллигент» поразил присяжных фантазией, которую проявлял к жертвам, обхаживая каждого женитьбой, совместным бизнесом, устройством на учебу. Хотя на деле это был примитивный серийный убийца-«мокрушник», не брезговавший «расчлененкой», удушением и утоплением доверчивых людей. Он не дал никому шанса на жизнь, играя жестоко и цинично на их слепом доверии и извечной вере в добро. Подельники называли его в суде расчетливым человеком, чья житейская мораль не шла дальше слов «либо пан, либо пропал», «тот, кто не со мной, тот против меня», «меньше знаешь, лучше спишь». Специализированный межрайонный суд по уголовным делам г. Алматы приговорил главаря банды к пожизненному заключению, его подельников – к длительным срокам тюремного заключения.

Алла ГЕЛЬФАНД