ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ АНОНСИРОВАЛ НОВАТОРСКУЮ ПИЛОТНУЮ ПЛАТФОРМУ CRYPTOCITY. НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕЙ ЛОКАЦИЕЙ ДЛЯ ПЕРВОЙ КРИПТОЗОНЫ ПРИЗНАН НОВЫЙ Г. АЛАТАУ.
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев по этому поводу отметил: «Идея в том, чтобы криптовалюта выступала как средство платежа: чтобы можно было расплачиваться в ресторанах, кафе, покупать недвижимость, делать инвестиции в крипте. Считаю, что это был бы очень хороший новый рывок в блокчейн-индустрии. Это привлекло бы разработчиков, программистов, IT-специалистов в эту отрасль и придало бы новый импульс экономическому росту». На первоначальном этапе нововве дение потребует соответствующего ре гу лирования, поэтому уже необходимо приступать к разработке нормативно-правовой базы, созданию регуляторных условий, учитывая, что CryptoCity предполагает свободный оборот криптовалюты, и на базе криптофрендли законодательства у людей появится возможность использовать криптовалюту как средство платежа. По своей сути первая криптозона – это амбициозный проект, который на самом деле должен быть подкреплен надлежащими мерами по созданию четкой правовой базы. При этом надо учесть уже имеющийся негативный опыт, который складывается в этой отрасли в последние годы. Выводы надо делать и правоохранителям, исходя из практики судов. Об этом шла речь и в Алматинском городском суде на семинаре, посвященном вопросам незаконного предпринимательства, связанного с незаконным оборотом криптовалюты. Мероприятие прошло с участием судей уголовной коллегии Алматинского городского суда, председателей и судей, рассматривающих уголовные дела, представителей прокуратуры и Департамента экономических расследований по г. Алматы. Открывая семинар, и.о. председателя судебной коллегии по уголовным делам Алматинского городского суда А. Шамшиев подчеркнул, что Уголовный кодекс Рес публики Казахстан на сегодняшний день не содержит отдельного состава преступлений за незаконный оборот криптовалюты. Лица, осуществляющие операции с необеспеченными цифровыми активами, привлекаются к ответственности по ст. 214 УК РК за незаконное предпринимательство. До 1 апреля 2023 года правовой основой для обвинения служила ст. 33-1 Закона РК «Об информатизации», позднее – на основе положений Закона РК «О цифровых активах». Полезно знать, что согласно п. 5 ст. 11 данного закона выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов, а также деятельность бирж по таким активам запрещены на территории Казахстана, за исключением Международного финансового центра «Астана» (МФЦА).
Страницы истории
Интересен такой исторический факт: впервые вопрос о цифровых активах в Казахстане встал в 2009 году с принятием Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Закон о ПОД/ФТ).
Он заложил правовую основу формирования государственной политики в этой сфере, аспекты взаимодействия и круг полномочий правоохранительных органов и субъектов финансового мониторинга, ввел базовые понятия. В 2011 году Казахстан стал полноправным членом группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт» в целях повышения эффективности взаимодействия с финансовыми разведками иностранных государств. Для координации мер по снижению рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма был создан Межведомственный совет по вопросам предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В 2018 году проведена первая национальная оценка рисков отмывания доходов и финансирования терроризма, по итогам которой определены и минимизированы ключевые риски и уязвимости национальной системы. С апреля 2023 года вступил в силу Закон «О цифровых активах в Республике Казахстан», где был прописан весь понятный аппарат касательно обеспеченных и необеспеченных цифровых активов, цифровой платформы, цифрового майнинга, биржи цифровых активов и так далее. Закон прямо указывает: «На территории Республики Казахстан запрещаются выпуск и оборот необеспеченных цифровых активов, а также деятельность бирж цифровых активов по необеспеченным цифровым активам, за исключением территории Международного финансового центра «Астана». Переплетение этих законодательных норм для неспециалистов в этой сфере, да и простого непосвященного обывателя весьма сложно. Предстоит понять, что исходя из предмета регулирования и понятийного аппарата специальных законов, правоотношения в этой сфере регулирует не Закон РК «Об информатизации», а Закон «О платежах и платежных системах», содержащий понятия: иностранная платежная система; электронные деньги; система электронных денег; электронный кошелек электронных денег; использование электронных денег и другие. Электронные деньги, используемые в данных платежных системах, являются средствами платежа, имеют материальную природу происхождения (фиатной валюте придается электронная форма), не являются новым имуществом, созданным в электронно-цифровой форме с применением средств криптографии и компьютерных вычислений на платформе блокчейн.
Коллизии в законодательстве
В ходе дискуссии представитель прокуратуры г. Алматы К. Байтленов отметил, что согласно п. 10 Нормативного постановления Верховного Суда РК доходом от незаконной предпринимательской деятельности считается вся сумма полученных средств или стоимость имущества без учета расходов. При этом существует правовая неопределенность: операции с криптовалютой USDT на платформе Binance являются законными, но отсутствие четкого определения, относится ли USDT к обеспеченным или необеспеченным цифровым активам, создает коллизии в правоприменении. На основе Закона «О цифровых активах в Республике Казахстан», регулирующего отношения в сфере цифровых активов, определены два их вида: обеспеченный (удостоверяет право на материальные, интеллектуальные услуги и активы) и необеспеченный (не выражает чьи-либо денежные обязательства, которыми можно торговать на бирже цифровых активов). И соответственно, наличие разрешений уполномоченного органа требуется только на оборот обеспеченных цифровых активов, необеспеченные ЦА не признаются финансовыми инструментами или активами и их оборот запрещается. Из ответа Комитета по регулированию финансовых услуг Международного финансового центра «Астана» от 23.10.2024 года следует, что криптовалюта USDT привязана к доллару США, при этом разграничения между обеспеченными и необеспеченными ЦА отсутствуют. Проблема в том, что уголовные дела о незаконном обороте USDT регистрируются на основании заключений Криминалистического отдела ДЭР, которые не имеют познаний в сфере цифровых активов. При этом в заключении указываются предварительные суммы оборотов по электронным кошелькам, расположенным на цифровой бирже «Binance». Согласно п. 10 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О вопросах применения законодательства по делам об уголовных правонарушениях в сфере экономической деятельности» доходом является вся сумма денежных средств или стоимость другого имущества, полученных от реализации товаров (работ, услуг) без вычета расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности. Таким образом, торги криптовалютами на платформе цифровой биржи «Binance» являются законными. Учитывая отсутствие четкого понятия о том, относится ли криптовалюта USDT к обеспеченному или необеспеченному цифровому активу, а также сложившуюся практику определения предполагаемого преступного дохода путем суммирования всей суммы оборота криптовалюты на электронном кошельке, и отсутствия четкого понимания определения дохода, который должен указываться как материальный ущерб, возникает еще одна коллизия в законодательстве. Помимо этого вызывает вопросы и практика суммирования всего оборота криптовалюты на электронных кошельках для определения преступного дохода, так как понятие дохода, подлежащего учету как материальный ущерб, остается недостаточно ясным. Отмечая актуальные проблемы правоприменения в сфере оборота криптовалют, участники обсуждения подчеркнули необходимость устранения подобных пробелов путем совершенствования законодательства, что позволит обеспечить единообразие судебной практики. Для этого потребуются обмен опытом и выработка рекомендаций на основе мнения специалистов и экспертов. Сегодня ясно, что повышение эффективности борьбы с незаконной предпринимательской деятельностью в сфере цифровых активов произойдет только на основе слаженной совместной работы.
Талгат ЖАНАДИЛ