12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Раздел 2 Административного процедурно-процессуального кодекса РК регламентирует внутренние административные процедуры государственных органов, то есть, порядок организации деятельности, осуществление контроля, планирования деятельности, регламент, положения о госорганах, их компетенции, полномочиях, функциях и выполняемых задачах.

Раздел 3 АППК содержит требования по возбуждению административной процедуры, о порядке приема, регистрации, возврата обращения, о направлении уведомления о рассмотрении административного дела, о порядке и возможности отвода должностного лица, рассмотрении административного дела, прекращении адмпроцедуры. Административная процедура – деятельность административного органа, должностного лица по рассмотрению административного дела, принятию и исполнению по нему решения, совершаемая на основании обращения или по собственной инициативе, а также деятельность, осуществляемая в порядке упрощенной административной процедуры. Участниками административного процесса являются истец, ответчик, заинтересованное лицо и прокурор. Основаниями для возбуждения адмпроцедуры являются обращение и/или инициатива административного органа, должностного лица. Административная процедура состоит из следующих этапов: возбуждение адмпроцедуры; рассмотрение административного дела; принятие административного акта и его исполнение. Одной из особенностей АППК является то, что участник адмпроцедуры вправе уполномочить на ведение своих дел другое лицо, объявив об этом в устной форме административному органу, должностному лицу. В этом случае, адморган, должностное лицо оформляют полномочие представителя в письменной форме, которое подписывается представляемым лицом. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, составляет 15 рабочих дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено законами РК. Срок административной процедуры, возбужденной на основании обращения, исчисляется с момента ее возбуждения. Рассмотрев административное дело, административный орган, должностное лицо выносят одно из решений – о принятии административного акта либо прекращении административной процедуры. АППК предусматривает возможность отмены как незаконного, так и законного административного акта. Нарушение законодательства РК об административных процедурах является основанием для признания административного акта незаконным, если такое нарушение привело либо могло привести к принятию неправильного административного акта. Административный акт, принятый на основании и в соответствии с требованиями законодательства РК, считается законным. Законный обременяющий административный акт может быть отменен административным органом, должностным лицом, за исключением случаев, когда отмена такого акта запрещена законами РК. Также и законный благоприятный административный акт может быть отменен в случаях, если возможность отмены административного акта предусматривается законами РК и административным актом; административный акт принят с условием, и это условие не исполнено либо исполнено ненадлежащим способом. Административный акт обращается к исполнению адморганом, должностным лицом, которые его приняли, если иное не установлено законами РК. Административный акт подлежит исполнению в течение пяти рабочих дней, если иное не установлено законами РК или адмактом. АППК детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, в частности заслушивание всех заинтересованных лиц, исследование всех обстоятельств дела, разъяснение обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы. Для этого административный орган наделяется полномочиями по собиранию доказательств, истребованию необходимых материалов у компетентных органов, приглашению специалистов и так далее. Административное судопроизводство осуществляется специализированными районными и приравненными к ним административными судами. При этом некоторые категории дел рассматриваются Верховным судом РК и судом г. Астана по правилам суда первой инстанции. В соответствии с Указом Президента РК от 26 января 2021 года образованы специализированные межрайонные административные суды. А существующие специализированные административные суды, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, переименованы в специализированные межрайонные административные суды по административным правонарушениям. Судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений. Главной отличительной чертой нового вида судопроизводства – административного – от гражданского является усиление активности суда в процессе сбора доказательств. Руководствуясь данным принципом, суд выясняет обстоятельства дела вне зависимости от ходатайств сторон. Если представленные участниками адмпроцесса доказательства являются недостаточными, суд собирает их по собственной инициативе. Кроме того, бремя доказывания возлагается на административный орган, принявший административный акт. В административном суде административное дело возбуждается на основании иска. Истцы могут обратиться в суд со следующими видами исков: об оспаривании с требованием отменить административный акт полностью или в какой-либо его части; иск о принуждении, где истец может потребовать принять благоприятный административный акт, в принятии которого было отказано либо не принятый по причине бездействия адморгана, должностного лица; иск о совершении действия, где истец может потребовать совершить определенные действия или воздержаться от таких действий, которые не направлены на принятие административного акта; иск о признании, где истец может потребовать признать наличие или отсутствие какого-либо правоотношения, если он не может подать иск в соответствии со ст. ст. 132, 133 и 134 АППК. Административное дело рассматривается и разрешается в разумные сроки, но не более трех месяцев со дня предъявления иска. По административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца. Административное дело в суде апелляционной инстанции должно быть рассмотрено и разрешено в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления в суд, а в кассационной инстанции в срок не более шести месяцев. Порядок апелляционного и кассационного обжалования решения суда по административному делу определяется правилами Гражданского процессуального кодекса РК, если иное не установлено АППК. АППК вводится институт судебного контроля за исполнением судебных актов. Так, Кодекс предусматривает возможность неоднократного применения судами денежных взысканий, как вида процессуального принуждения, в целях обеспечения своевременного исполнения их требований. Решение суда, обязывающее ответчика уплатить денежную сумму, не исполненное добровольно, исполняется принудительно на основании исполнительного листа, который выписывается по заявлению истца.

Светлана АХМЕДОВА,
судья СМАС
Костанайской области

Еңбек дауларын қарау тәртібі

Еңбек даулары бүгінде ең өзекті және күнделікті мәселелердің қатарында....

Түркістанда «Заң және Тәртіп — қауіпсіз қоғамның кепілдігі» атты форум өткізілуде.

Мемлекет басшысы құқық қорғау және бейінді мемлекеттік органдардың алдына...

Қызылордада сотталғандарға «Дін және тарих тағылымы» тақырыбында кітап көрмесі ұйымдастырылды

Қызылорда облысы бойынша ҚАЖ департаментінің №68 мекемесінде тәрбие бөлімінің...

Мектеп оқушылары және колледж студенттерімен кездесу

Қазақстан Республикасы Ішкі істер министрлігі Шырақбек Қабылбаев атындағы Қостанай...

Қызылордада сотталғанға есірткі жеткізбек болған азамат анықталды

Қызылорда облысы бойынша ҚАЖД-ның №60 мекемесінде тыйым салынған заттарды...