Сейчас много возникает вопросов по защите прав граждан, скажите, как проводится эта работа Вашим Департаментом?
Как известно, проведенные ранее в нашей стране конституционные реформы, получили особую правозащитную направленность.
Глава государства неоднократно, в ряд приоритетных задач перед государственными органами, ставит необходимость в принятии превентивных мер.
Важным моментом работы в этом направлении является продвижение интересов граждан и защита их прав, при этом, ключевой задачей перед нами является повышение правовой грамотности граждан и расширение информационных возможностей.
Нередко, социальное напряжение возникает именно из-за правовой неграмотности граждан. Многие люди не умеют отстаивать свои интересы в правовом поле, пользоваться существующими инструментами, поэтому, в современных условиях возрастает роль правовой пропаганды и правового воспитания граждан.
Наше Агентство по делам государственной службы реализует единую государственную политику в сфере государственной службы, оценки качества оказания госуслуг, за исключением, оказываемых в электронной форме и государственного контроля за качеством оказания госуслуг.
На постоянной основе на местах, мы проводим разъяснительные работы для населения, при встречах уведомляем о способах и порядке защиты личных прав и интересов, о том, в каких случаях и какими правами они могут воспользоваться, если будут затронуты их интересы.
В частности, если нарушены права граждан при поступлении на государственную службу, при оказании государственных услуг, при наличии фактов грубости и некорректного обращения со стороны государственных служащих, граждане вправе письменно к нам обратиться, мы изучим доводы и, в рамках закона, примем меры по восстановлению прав.
За восстановлением нарушенных прав могут обратиться и государственные служащие — это вопросы, связанные с необоснованным привлечением их к ответственности, непредоставлением отпуска, по вопросам сверхурочной работы, некорректного обращения со стороны коллег и ряд других направлений.
Каждый приведенный довод подлежит изучению, виновные лица понесут наказание, а госслужащему права могут быть восстановлены в рамках требований Закона.
Могли бы Вы привести примеры, когда Департамент помогает гражданам восстановить права?
Примерами восстановления прав могут быть следующие. В Департамент обратилась гражданка N, которая не могла в течении длительного времени оформить документы на земельный участок. В 2011 году ею, в Алматинской области, был приобретен земельный участок, который она оформила в законном порядке и зарегистрировала. Позднее, в 2014 году было принято решение о расширении границ города Алматы и этот участок перешел в территорию города. Ввиду финансовых проблем, а также вопросов, связанных со сбором документов, данный заявитель обратился в госорган для оформления документов, но получил отказ со ссылкой на отсутствие в информационной системе сведений о собственнике земельного участка.
Лишь после обращения в 2024 году в Департамент по делам государственной службы по г.Алматы, права заявителя были восстановлены, Управлением земельных отношений был утвержден землеустроительный проект, что предоставило дальнейшее право заявителю на получение нового государственного акта на земельный участок.
Другим примером восстановления прав граждан является также обращение в Департамент заявителя о несогласии с решением комиссии по медико-социальной экспертизе по установлению 2-ой группы инвалидности.
Доводы были изучены, вышестоящей комиссией в связи с новыми показаниями состояния больного, было пересмотрено медицинское заключение и услугополучателю была присвоена 1 — ая группы инвалидности.
Если я правильно поняла, также и госслужащие могут обратиться к Вам за восстановлением прав граждан.
Да, как я отмечала, Департаментом, согласно утвержденному плану работ, проводится мониторинг по соблюдению рабочего времени госслужащими. Мы должны понимать, что законодательством установлен 8 — часовой рабочий день, госслужащие также должны соблюдать его и не должны перерабатывать. В случае, если все — таки возникает служебная необходимость длительного нахождения на рабочем месте, госорганом должен издаваться приказ о предоставлении дополнительных выплат либо времени отгула за излишне отработанные часы сотрудниками.
За период 2023 года и 3 месяца текущего года, по результатам мониторинга, 62 служащим предоставлено время отгула, 12 служащим проведены выплаты за привлечение к сверхурочной работе.
По заявлению госслужащего одного из территориальных Департаментов, за нарушение порядка привлечения ее к дисциплинарной ответственности, приказ о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания, был отменен.
В целом, за 2023 год и 1 квартал 2024 года по вопросам в сфере госслужбы восстановлены права 167 граждан, в т.ч госслужащим, по линии государственных услуг-15
Для того, чтобы принимать меры по восстановлению прав граждан, у государственных служащих должен быть соответствующий потенциал? По Вашему мнению, каким должен быть образ современного госслужащего?
Действительно, меняется время, меняются и требования к государственным служащим. Кроме соответствия квалификационным требованиям, госслужащие должны соблюдать этические нормы, как при исполнении служебных обязанностей, так и во внерабочее время.
Важное требование для госслужащих — это быть клиентоориентированными и доброжелательными, быть осведомленными и способными качественно выполнять служебные обязанности и постоянно совершенствовать собственные навыки и умения.


