12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

Не быть сторонними наблюдателями

О надеждах и ожиданиях современного гражданского общества Казахстана, включающего НПО, политические партии, этнокультурные и религиозные объединения, профсоюзные организации, а также СМИ, корреспонденту «Юридической газеты» рассказала президент Гражданского альянса Казахстана Бану НУРГАЗИЕВА.

Сегодня граждане РК ждут значительных перемен в политической жизни страны. Поэтому в данной ситуации особенно важным становится умение государственных органов адаптироваться к новым реалиям. Необходима консолидация общества и государства на основе взаимного доверия. Именно сейчас нужно решать проблемы казахстанских НПО и принимать к сведению их предложения.

-Бану Ганиевна, чем сегодня занимается Гражданский альянс? Каковы его первостепенные задачи?

-В первую очередь это объединение граждан республики и их поддержка. Не зря Президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем первом выступлении, 27 марта 2019 года, акцентировал внимание на «важности своевременного реагирования на социальное самочувствие простых людей». Уже тогда было поручено акимам регионов освоить новый формат взаимодействия с населением, а именно: оперативно реагировать на запросы граждан; активно работать в социальных сетях, доступно разъясняя проводимую политику; выстраивать обратную связь с населением, на постоянной основе встречаться с людьми. Эти же требования нашли последующее отражение в ежегодных Посланиях народу Казахстана. Прошло практически три года, за это время можно было выстроить эффективную систему партнерства, хотя бы с конструктивной частью гражданского сектора. К сожалению, январские события показали полную неспособность органов управления коммуницировать с населением. Как точно отметил Президент страны, «руководители госорганов не умеют, а порой и боятся общаться с народом». Между тем имеются все предпосылки для налаживания партнерских отношений, сформирована правовая основа, есть примеры того, как правильно это делать. Так, в июне 2019 года Глава государства своим Указом создал Нацио­нальный совет общественного доверия при Президенте РК. В его состав вошли известные деятели, депутаты Парламента, активные НПО. По сути, это уникальнейший опыт открытого диалога первого руководителя страны с представителями широкой общественности, площадка прямого коммуницирования на самом высоком уровне. Результатом деятельности НСОД стали четыре пакета политических реформ, в их реализацию за короткий срок принято свыше 10 законов. По такой же аналогии акимы и министры могли бы выстроить работу общественных советов. К сожалению, деятельность отдельных советов сведена к полному формализму, поскольку в их состав включены люди, далекие от общественной деятельности. Гражданский альянс проанализировал качественный состав общественных советов регионов, и выяснилось: во многих из их них по численности меньше всего лидеров НПО, реально представляющих гражданский сектор. Сейчас идут конкурсы в состав общественных советов, и уже поступают первые сигналы о попытках набрать «удобных» для себя людей. Но если раньше это могло остаться незамеченным, то сегодня это может усугубить протестные настроения. Понимая это, Гражданский альянс берет данный вопрос на особый общественный контроль, по итогам которого министерство будет проинформировано. Безответственно игнорировать тот факт, что в обществе сформировался устойчивый запрос на справедливость и обеспечение прав граждан на участие в управлении государством. Воодушевление, с которым население воспринимает все инициативы Президента РК, является тому наглядным подтверждением.

-Какие наиболее важные инициативы государства и НПО сейчас нуждаются в поддержке?

-Начнем с того, что практическое исполнение поручений Главы государства оставляет желать лучшего. В частности, уже первые шаги создания общественного социального фонда «Қазақстан халқына», названного Президентом «фондом всех казахстанцев», вызвали обоснованную критику со стороны общественности. Об этом свидетельствуют негативные комментарии в социальных сетях людей, возмущенных закрытым отбором учредителей и членов попечительского совета фонда. Организация фонда, по мнению общественников, не исключает лоббирования. В связи с этим каждая инициатива Главы государства требует продуманного и качественного исполнения, и при необходимости — жесткого спроса с тех, кто пытается уйти от ответственности. Недаром действующая в Казахстане модель государственного управления названа в Концепции развития государственного управления до 2030 года, принятой в апреле прошлого года, не отвечающей ожиданиям населения. Оценка степени открытости государственных органов требует изменений в вопросах взаимодействия государства и общества. Именно поэтому в концепции поставлена задача формирования сервисной и «человекоцентричной» модели государственного управления, в которой главными ценностями являются граждане и их благополучие. Разумеется, надо дать возможность представителям НПО внести свой вклад в реализацию этих инициатив, а для этого необходимо разрешить ряд вопросов в этой сфере.

-Расскажите, пожалуйста, поподробнее о проблемах в сфере НПО.

-На данный момент остаются несовершенными ключевые инструменты взаимодействия НПО и государственных органов. Несмотря на регламентацию процедур государственного социального заказа, повсеместно допускаются нарушения, поскольку часто госорганами не соблюдается механизм публичного обсуждения тематики проектов. При этом местные исполнительные органы при планировании больше ориентируются на выполнение поручений вышестоящих госорганов, чем на потребности и запросы населения. Еще важный момент — тематика госсоцзаказа дублируется из года в год, и наибольшее количество таких проектов отмечается в Карагандинской (99%) и Кызылординской (55%) областях. Кроме того, наблюдается нездоровая тенденция, когда спортивные клубы финансируются в рамках социально значимых проектов для НПО. К примеру, в этом году на эти цели запланировано 28,9% средств, выделяемых в рамках государственного социального заказа, а это порядка 5 млрд тенге. В частности, в Карагандинской — 77% (2,1 млрд тенге), Павлодарской — 70,5% (2,5 млрд тенге). Хочу особо отметить, что в последние два года это стало привычным для отдлельных регионов. Так, из 5,4 млрд тенге, выделенных на эти цели в рамках госсоцзаказа для НПО в 2020 году, 94% пришлось на Карагандинскую область, реализовавшую два проекта на поддержку футбольного и хоккейного клубов на общую сумму 5,1 млрд тенге. Это происходит в нарушение решения уполномоченного органа о том, что поддержка спортивных клубов не является предметом государственного социального заказа. Бесспорно, надо развивать и поддерживать массовый спорт как гарантию повышения качества жизни казахстанцев, но не в ущерб развитию неправительственного сектора. Более того, с 2020 года предусмотрен отдельный механизм и выделено финансирование на творческий и спортивный заказ для детей и подростков. Появилась еще одна сложность, когда за счет НПО пытаются решить вопрос финансирования специальных социальных услуг, а в этих конкурсах имеют право участвовать не только общественные организации. К примеру, на 2022 год для реализации 272 проектов по оказанию специальных социальных услуг выделено более 5 млрд тенге, или 37% средств. И это только предварительные цифры! Мое личное убеждение, что пока не будет принят закон о неправительственных организациях, критика о грантоедстве не будет изжита.

-Бану Ганиевна, есть ли предложения и рекомендации по исправлению сложившейся ситуации?

-Разумеется, Гражданским альянсом разработан ряд предложений. Во-первых, необходимо организовать общественный контроль и мониторинг процедур государственного социального заказа на всех этапах реализации проектов от разработки тем до оценки эффективности с обеспечением максимальной публичности и открытости. Во-вторых, нужно обсудить с широким участием общественности вопрос о разработке отдельного закона об НПО, поскольку его неообходимость давно назрела. Далее, касательно нового формата взаимодействия государства и НПО, мы предлагаем внести дополнение в п. 13 Указа Президента РК от 19 марта 2010 года № 954 «Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы» о включении представителей НПО в перечень уполномоченных лиц составлять операционную оценку по блоку взаимодействия с физическими и юридическими лицами. Это позволит давать независимую общественную оценку деятельности государственных органов и повысит авторитет неправительственного сектора.
К тому же надо признать, что практически отсутствует финансирование проектов, направленных на решение задач сельских жителей. К примеру, сегодня на эти цели по стране предусмотрено всего 0,3% от общего объема выделенных средств на госсоцзаказ. Это 46,6 млн тенге (только восемь социальных проектов в пяти регионах — Акмолинской, Актюбинской, Карагандинской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях). Учитывая поручения Президента страны касательно активизации работы по поддержке сельских инициатив, предлагаю направить основной вектор совместной работы государственных органов и НПО на поддержку инициатив и решения задач сельского населения.
Следующий важный момент — несмотря на неоднократные поручения руководства страны и из года в год повторяющиеся рекомендации Гражданского форума о необходимости планирования каждым министерством средств на реализацию отраслевых социально значимых проектов, большинство центральных исполнительных органов продолжает оставаться сторонними наблюдателями. Между тем финансирование проектов является ключевым инструментом взаимодействия власти и НПО. Сегодня как никогда ранее востребованы услуги представителей общественных институтов в создании устойчивой коммуникации органов управления с населением, налаживании диалога и разъяснении политики государства. Партнерство НПО и государственных органов — единственный эволюционный путь, ведущий к последовательной и успешной модернизации политической системы общества. Поэтому предлагаем включить Гражданский альянс как крупнейшую организацию страны и надежного стратегического партнера в процесс планирования бюджета министерств на текущий год в целях решения вышеуказанных задач.
Хочу еще раз отметить — мы открыты для сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности общества и готовы формировать конструктивную атмосферу в обществе для консолидации усилий и выхода на новый уровень созидательного развития.

Диас ЭМИР

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЙ, ПОЖАЛУЙ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ СФЕРОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ,...

КТО ЗАЩИЩАЕТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ?

Сфера государственных закупок в Казахстане давно стала ассоциироваться с...