Травлю и насилие над слабыми везде называют по-разному — «дедовщина», «система». Это явление приводит только к одному — к психологическим травмам и даже суицидам. К сожалению, дедовщину в школах и университетах наблюдают во многих городах Казахстана. Практически каждый взрослый мужчина может сказать, что он был либо жертвой, либо обидчиком, говорят специалисты. Некоторые поддерживают насилие над слабыми и во взрослом, осознанном возрасте. Что с этим делать и почему так происходит, пытался разобраться корреспондент Tengrinews.kz.
Корреспондент Tengrinews.kz Рашит Ильясов рассказал в личном аккаунте в социальных сетях о травле среди студентов и подростков. Ее тоже называют дедовщиной. В ответ десятки подростков и молодых людей стали признаваться, что сами прошли через это. А некоторые подвергаются давлению со стороны старших до сих пор.
И таких случаев в стране немало. В общежитиях при университете студенты называют это «системой», рассказал парень по имени Роллан. Он признался, что несколько лет назад тоже стал жертвой дедовщины.
«Нас называли «балмұздақ» (в переводе с казахского «мороженое»). Собирали вечером в комнате, когда общежитие закрывается, били в грудь, чтобы не оставлять синяков, заставляли готовить еду, ходить за продуктами и выполнять другие приказы. За непослушание наказывали еще больше. Угрожали, что если мы пожалуемся, то будут серьезные проблемы. И обещали, что в следующем году власть над первокурсниками будет уже в наших руках.
Удивительно, но большинство соглашались проходить через эти унижения. Наверное, потому что были готовы к этому. Еще перед отъездом в универ отец сказал мне: «Сынок, там система будет». Я не обратил на его слова внимания, верил, что такого в культурном Алматы нет, но ошибся», — признался он.
Парень также рассказал, что вместе с сокурсниками смог остановить так называемую систему, существовавшую десятки лет.
«Многие знают: тех, кто пожалуется, называют терпилами. Но я не соглашусь с этим. Потому что, по-моему, терпила — это тот, кто терпит насилие и оскорбление в свою сторону. Вместе с друзьями мы составили список всех наших обидчиков и отнесли в деканат. И сказали старшекурсникам, что если тронут нас еще раз, то заявление будем писать повторно. Конечно, они не хотели, чтобы их отчислили из университета, поэтому все остановилось», — поделился он.
Заместитель председателя Комитета по охране прав детей Юлия Овечкина считает, что именно так и надо себя вести с обидчиками. По ее словам, чтобы искоренить дедовщину, нужно рассказывать об этом родителям, учителям, психологам, инспекторам — всем, кто в силе разрешить эту проблему.
«Когда от ребенка поступила такая жалоба, родители просто обязаны написать заявление в полицию. В 2019 году для наших педагогов в Кодекс об административных правонарушениях были внесены поправки, предусматривающие административную ответственность за несообщение в правоохранительные органы о любых противоправных действиях, совершенных как самими детьми, так и в их отношении. То есть начиная с самих педагогов мы формируем правовую культуру, говорим, что обо всех таких фактах нужно сообщать», — рассказала Овечкина.
В Комитете по охране прав детей отметили, что готовы помочь каждому пострадавшему от дедовщины ребенку. Даже тем, кто боится сообщать личные данные. По словам Овечкиной, для этого создан чат в Telegram, куда можно пожаловаться анонимно как взрослым, так и детям. Кроме того, работают телефоны доверия и бесплатной психологической помощи.
В полиции в свою очередь рассказали, как борются с травлей и насилием в отношении подростков и студентов. Им помогают школьные инспекторы.
В ведомстве также напомнили о номерах кризисных центров и телефонах доверия:
- 150 — союз кризисных центров;
- 111 — экстренная служба по вопросам семейно-бытового насилия;
- 11616 — номер горячей линии по борьбе с торговлей людьми.
В полиции отмечают, что ежегодно снижается число подростковой преступности в среднем на 6-7 процентов.