В КАЗАХСТАНЕ ВНОВЬ ВСПЫХНУЛИ ПУБЛИЧНЫЕ ДЕБАТЫ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ МНОГОЖЕНСТВА И НЕСМОТРЯ НА ЖЕСТКИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ, ОНО ПРОДОЛЖАЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ В НЕФОРМАЛЬНОЙ СФЕРЕ. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА, ОСНОВАННОЕ НА СВЕТСКИХ ПРИНЦИПАХ, СТРОГО ЗАПРЕЩАЕТ МНОГОЖЕНСТВО – ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ИМЕТЬ ТОЛЬКО ОДИН ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ БРАК. ОДНАКО ЭТОТ ЗАПРЕТ НЕ ОСТАНОВИЛ ПРАКТИКУ ВТОРЫХ ЖЕН ИЛИ «ТОКАЛ», ОСОБЕННО В КРУГАХ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН.
Новую волну споров запустил депутат Мажилиса Абзал Куспан, выступивший с предложением, которое многим показалось радикальным. Он считает, что игнорировать полигамию, которая уже прочно вошла в быт, бессмысленно и вредно. – От того, что я против, вы против или закон запрещает, люди ведь не перестают этого делать, – считает мажилисмен. Он настаивает, что главная цель – это защитить «токал» и их детей, которые изза отсутствия официальной регистрации брака не могут претендовать на алименты, наследство и социальные гарантии. Он предлагает урегулировать этот статус законом. Абзал Куспан напомнил, что казахская традиция «әмеңгерлік» изначально служила для социальной поддержки вдов. Но сейчас, по его признанию, явление превратилось в «забаву богатых», усугубляя уязвимость молодых женщин. Депутат подчеркнул, что его слова – это позиция юриста, а не официальная инициатива Парламента, но отметил, что проблема рано или поздно потребует законодательного регулирования. Предложение о легализации вызвала неоднозначную реакцию со стороны коллег-депутатов и общественников, которые, в том числе видят в этом угрозу равенству и светским устоям.
Депутат Ринат Зайыт категорически выступил против логики узаконивать многоженство. – Если мы начнем легализовывать все, что есть в обществе, это уму непостижимо. Я против, – сказал он. Политолог Газиз Абишев назвал такое предложение оскорблением казахских женщин. Эксперт опасается, что легализация станет мощным инструментом для пропаганды радикальных взглядов и нормализации низкого статуса женщины. Он считает, что закон, разрешающий быть одной из нескольких, заложит фундамент для менее благоприятного для женщин общества в будущем. Он призвал отстаивать принцип адамгершілік (человечность), так как равенство, по его словам, это самые современные казахские ценности. К слову, ранее Духовное управление мусульман Казахстана подтверждало, что ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, но только при выполнении строжайшего условия – обеспечения равных условий между ними, включая – жилье, питание, одежду, внимание, заботу и уважительное отношение. Если мужчина не уверен в своей способности соблюсти это равенство, ему предписано ограничиться одной женой. При этом ДУМК напомнило всем мусульманам, что они обязаны уважать и подчиняться светским законам государства. Попытки узаконить многоженство предпринимались в Казахстане неоднократно. В 2000-е годы инициативы начались в Парламенте. Депутат Мажилиса Амангельды Айталы неоднократно предпринимал попытки внести поправки, разрешающие полигамию, впервые выступив с этим предложением в 2001 году, а затем возвращаясь к обсуждению в 2007-2008 годах. В 2011 году идея многоженства вышла на уровень президентской кампании. Кандидат в президенты Амантай Асылбек включил пункт о легализации статуса «токал» (второй жены) в свою политическую программу. В 2013 году депутат Жуматай Алиев публично заявил о возможности допущения многоженства, объясняя это особыми условиями. В 2014 году бывший вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев открыто выступил за легализацию полигамии, обосновывая это необходимостью защиты прав женщин и их детей, при этом он предложил ввести зеркальную норму – разрешение и на многомужество. В 2019 году социолог Тимур Айсаутов подчеркивал необходимость юридического оформления статуса «токал». Позднее, в 2023 году, теолог и ученый Омар Жалел также публично поднимал эту тему. Таким образом, на протяжении более чем 20 лет политики, общественные деятели и эксперты периодически предпринимали попытки пересмотреть закон и дать официальный статус неофициальным союзам, однако ни одна из этих инициатив так и не получила поддержки на законодательном уровне.
Линара САКТАГАНОВА г. Астана


