Прошло больше года с введения системы обязательного социального медицинского страхования. Подводя итоги работы первого года фонда, на вопросы газеты
отвечает директор филиала по г. Алматы НАО «Фонд социального медицинского страхования» Тлеухан АБИЛДАЕВ.
— Тлеухан Шилдебаевич, можете ли утверждать, что с началом работы фонда медицинская помощь стала доступнее?
— Могу уверенно сказать, что в ходе внедрения системы улучшилась доступность медицинской помощи как в амбулаторно-поликлинической помощи, так и стационарной. По итогам 2020 года по Алматы отмечается рост в шесть раз по консультативно-диагностической помощи, населению было предоставлено около 6,9 млн услуг. В том числе гражданам оказано
более 3,3 млн консультаций узких специалистов на сумму 4,7 млрд тенге, 804,7 тыс. диагностических услуг на 1,3 млрд тенге, 41,5 тыс. высокотехнологичных исследований, таких как КТ и МРТ, на 1,8 млрд тенге, а также 352 тыс. стоматологических услуг. В стационарах города пролечено 180,7 тыс. пациентов на сумму 59,7 млрд тенге, проведено 87 тыс. операций.
По медицинской реабилитации увеличилось количество поставщиков до 65. Увеличена коечная мощность с 3,2 до 6,3 на 10 тыс. населения. В круглосуточном стационаре отмечается рост пролеченных в шесть раз, в рамках третьего этапа амбулаторной реабилитации оказано 7700 услуг, что впервые оказано благодаря внедрению системы ОСМС. И это
далеко не весь перечень, но это показатель того, что наращивается объем медицинской помощи по всем направлениям. Также с запуском системы стала доступна дорогостоящая
процедура по проведению экстракорпорального оплодотворения. Например, с 2010 года программа экстракорпорального оплодотворения включена в объем гарантированного объема бесплатной медпомощи. А с внедрением ОСМС эта процедура стала еще доступнее. Уже в этом году по республике семь тысяч кандидатов по президентской социальной программе «Аңсаған сәби» смогут пройти процедуру ЭКО и получить возможность стать родителями. Если в 2020 году по г. Алматы было проведено 643 манипуляции ЭКО на
сумму 563 млн тенге, то на этот год выделено 1,1 млрд тенге на 1238 услуг ЭКО. То есть рост в два раза. На сегодня по Алматы в рамках договора с Фондом медстрахования
семь медицинских организаций осуществляют реализацию экстракорпорального оплодотворения.
— Чтобы получать дорогостоящие медуслуги, гражданам нужно иметь страховку. Все ли алматинцы являются участниками системы медстрахования?
— Одним из актуальных вопросов в реализации системы ОСМС является статус застрахованности наших граждан. По данным Министерства национальной экономики,
из 1,9 млн жителей Алматы количество застрахованного населения на начало марта этого года составляет 81,4 процента, а удельный вес незастрахованных составляет 18,6
процента, или 385 223 граждан. По структуре из 385 тыс. незастрахованных граждан: — 146 734 являются плательщиками ЕСП; — 106 669 входят в категорию «работники», за которых взносы и отчисления приостановлены по разным причинам; — 13 725 — владельцы ИП; — 8 323 — работники по ГПХ; — 3 291 — самостоятельные плательщики; Также среди незастрахованных могут оказаться работники субъектов малого и среднего бизнеса, освобожденные от уплаты взносов и отчислений согласно постановлению Правительства. Чтобы застраховать таких работников несмотря на отсутсвие взносов, работодатели должны внести данные сотрудников на сайт msb.fms.kz, то есть сохранить их статус. В дальнейшем эти сотрудники смогут беспрепятственно получать все услуги в системе ОСМС. В целом по г. Алматы количество работников МСБ, освобожденных от уплаты, составляло 116 604
человека. По состоянию на конец февраля этого года из них только 73,6 процента (85 781) актуализировали списки работников либо оплатили отчисления и взносы за ОСМС, остальные 26,4 процента (30 823) не обеспечили статус своим работникам. Теперь у работников МСБ, которые не ввели данные в ИС «Сактандыру», может образоваться задолженность и они не смогут получить медицинскую помощь в системе ОСМС. В связи с этим Фондом было принято решение продлить сроки внесения данных работников МСБ до конца первого квартала 2021 года. Таким образом, наемные работники этих 30 тыс. предприятий остаются вне системы ОСМС. Поэтому работодателям важно понимать важность проводимой работы по статусу застрахованности работников МСБ. Согласно постановлению Правительства РК от 20 апреля 2020 года № 224, лица, занимающиеся частной практикой, а также субъекты микро-, малого или среднего предпринимательства были освобождены от уплаты отчислений за наемных сотрудников до 1 января 2021 года.
— Как теперь незастрахованное население может актуализировать свой статус? Кто и сколько должен платить?
— ОСМС сложная, но, безусловно, нужная реформа для систмы здравоохранения Казахстана. Система дает много возможностей для застрахованных граждан. У нас есть несколько категорий плательщиков. К первой категории взносов в ОСМС относятся платежи государства за 15 льготных категорий граждан. Это порядка 11 млн граждан. За них в 2021 году государство отчисляет 1,6 процента от среднемесячной заработной платы. Работодатели за наемный персонал в 2021 году платят отчисления в размере двух процентов от
заработной платы с Фонда оплаты труда. С зарплаты работников теперь будут удерживаться также два процента взноса. Индивидуальные предприниматели должны будут, как и ранее, делать взносы за себя. Их ежемесячный платеж с 2021 года остается без изменений — пять процентов от 1,4 МЗП. То есть ежемесячный взнос — 2975 тенге. Также в Казахстане насчитывается порядка миллиона самозанятых граждан, которые оказывают разные услуги другим физическим и юридическим лицам, без регистрации своей деятельности.
Им предоставляется возможность производить взносы двумя возможными путями: оплачивая пять процентов от МЗП — это 2125 тенге. Или можно встать на налоговый учет
как участнику ЕСП и платить один МРП — это 2917 тенге (по состоянию на 1 января 2021 года) для города и 0,5 МРП — 1458 тенге для села. Что касается физических лиц, работающих по договору гражданско-правового характера, то с их дохода будет удерживаться два процента, при этом максимально возможный платеж — 8500 тенге (то есть два процента от 10 МЗП). Стоит добавить, что если граждане оказались незастрахованными в 2021 году, то им необходимо проверить платежи за предшествующие 12 месяцев.
— А что входит в бесплатный перечень медицинских услуг?
— Да, несмотря на статус застрахованности за гражданами всегда остается доступ к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. В этом пакете содержится
все, что касается неотложного медицинского вмешательства, в том числе скорая помощь, санитарная авиация, наблюдение в динамике ряда хронических заболеваний,
стационарозамещающая помощь по экстренным показаниям. Также все казахстанцы вне зависимости от их статуса в системе страхования смогут обращаться в поликлинику,
экстренно лечиться в стационаре, а также получить полный перечень необходимых медицинских услуг при социально значимых заболеваниях. Медицинская реабилитация —
только для больных туберкулезом, а паллиативная помощь — всем, кому она нужна. Все эти медицинские услуги будут предоставляться всем гражданам бесплатно за счет
бюджетных средств. Потому этот стандарт и называется гарантированным.
— Как получить направление к узкопрофильному специалисту или для операции в системе ОСМС?
— Для того чтобы получить необходимые услуги в пакете медстрахования, гражданам необходимо обратиться в медицинскую организацию по месту прикрепления и получить направление к узким специалистам у участкового врача. В свою очередь, профильные специалисты по показаниям пациента направляют их на соответствующие дигностические
услуги и назначают лечение.
— В случае отказа или затягивания выдачи направления куда можно жаловаться?
— Ежедневно в Фонд социального медицинского страхования поступают вопросы от пациентов о качестве оказания им медицинских услуг в медицинских организациях. Одной их ключевых задач Фонда является защита прав пациентов. В связи с этим экспертами фонда проводятся мониторинг качества оказания медицинской помощи, а также проверки причин отказа в ее предоставлении. Согласен, зачастую граждане не знают, куда обращаться, чтобы защитить свои права как пациента, если не сумели найти понимания при обслуживании в медицинской организации. Самый быстрый и удобный способ решить проблему — разобраться на месте. Для этого в каждой медицинской организации работает служба поддержки пациента и внутренней экспертизы. Она создана для контроля оказания медицинских услуг, их полноты и соответствия стандартам. Эта служба проводит внутренний анализ оказания медпомощи и клинической деятельности медицинской организации, выявляет нарушения стандартов и порядка предоставления медуслуг. Также она занимается рассмотрением обращений граждан, жалоб пациентов. Поэтому, обратившись в Службу поддержки пациента, можно разрешить ситуацию на месте, не теряя драгоценного времени, получить необходимую помощь и информацию. Также Фонд социального медицинского страхования имеет несколько каналов обратной связи, куда можно обратиться за консультацией и оставить обращение. Это мобильное приложение Qoldau 24/7, единый контакт-центр 1406, SaqtandyryBot в Telegram, а также официальный сайт fms.kz. Все обращения, поступившие в Фонд, рассматриваются в обязательном порядке без исключения.
— Как вы думаете, насколько взаимосвязана критика в адрес медицинских работников и системы социального страхования?
— Тут важно понимать, что Фонд в качестве оператора осуществляет закуп и финансирование всех услуг, оказываемых в рамках обязательного социального медицинского страхования, а также контролирует качество их оказания. Медицинские организации, поставщики Фонда, в свою очередь, как связующее звено осуществляют все необходимые
услуги гражданам. Все это происходит непосредственно через медицинских работников. И для улучшения и развития необходима совместная работа бок о бок. Со своей стороны, Фонд всегда старается совершенствовать каналы связи, учитывать мнения и предложения пациентов.
Георгий ВАСИЛЬЕВ