spot_img
spot_img

«Кто там в малиновом берете?»

В следующем году столичному театру «Астана Опера» исполнится 10 лет. Накануне юбилея сотрудники театра, ставшего визитной карточкой академического искусства Казахстана, рассказали журналистам о закулисье, о той кропотливой работе, что остается невидимой зрителю. Знакомство с ней началось с костюмерного цеха, ведь именно по одежке встречает артистов публика.

Сегодня есть все основания утверждать, что «Астана Опера» сможет составить конкуренцию ведущим театрам мира не только в творческом, но и в техническом плане. Помимо замечательных оперных солистов, артистов балета, покоривших вершину танцевального искусства, в театре есть собственные мастерские, состоящие из квалифицированных, опытных специалистов, которые могут вдохнуть жизнь в проекты выдающихся современных художников и сценографов.
Например, костюмерный цех театра отвечает за бережное хранение костюмов, которые надевают артисты во время спектаклей, концертов, и за то, чтобы в них каждый исполнитель блистал на сцене, производя неповторимые впечатления на публику. По словам начальника цеха Айсулу Амирхановой, после каждого спектакля сотрудники цеха стирают, гладят, отпаривают около 300 костюмов.

-Наши костюмеры — профессионалы своего дела, творческие люди, открытые и доброжелательные, многие из них имеют высшее образование. Они работают со всеми творческими коллективами, например, хор делится на мужской, женский и детский, за каждый из которых отвечают по два костюмера. От начала и до конца спектакля они находятся рядом с артистами за кулисами. Спектакль может идти около трех часов, и все это время они как «скорая помощь» рядом с исполнителями: переодевают их, ослабляют или, наоборот, делают туже детали костюма. То есть следят за тем, чтобы костюм не мешал выступлению артиста, — рассказывает Айсулу Амирханова. — Каждый знает, кто автор эскизов костюмов всех спектаклей, в каком акте нужен именно этот костюм, и тщательно обеспечивают чистоту и сохранность сценических нарядов.
По словам Айсулу Амирхановой, температура хранения костюма не должна опускаться ниже +15 градусов. Обычно срок службы их составляет от 5 до 15 лет. Большую роль здесь играет и то, какая была использована ткань при изготовлении.

-На сегодняшний день количество костюмов в нашем цехе — 8775 единиц, продолжает начальник цеха. — Хочу сказать, что в театре созданы все условия для особого ухода за ними: есть специальная прачечная, где производят их химчистку. Один костюм может содержать от 8 до 10 элементов, в зависимости от исторической эпохи, от века, к которому он относится. И каждый костюм представляет особую ценность, он переносит зрителей в эпоху, отраженную художниками в том или ином спектакле. У костюмеров есть уникальная возможность каждый день работать с разными периодами: от исторического до современного.
Айсулу Мухтаровна отметила, что работники закулисья должны быть в некоторой степени психологами, чувствовать настроение артистов, где-то поддержать, подбодрить их и обязательно пожелать удачи перед выступлением. В костюмерном цехе трудятся сотрудники с разным опытом: в основном имеют стаж более 20 лет, а кто-то присоединился к команде только недавно, но все одинаково любят свою работу.
Стоит заметить, что вместе с артистами на гастроли обязательно ездит профессиональная команда костюмеров. Например, в 2017 году, когда театр ставил оперу Джузеппе Верди «Аида» в китайском Гуанчжоу, четверо костюмеров «Астана Опера» проработали с артистами 26 дней. Одна из них — опытный костюмер Жадыра Кутжанова, которая к тому же пишет стихи, поет, играет на кобызе и домбре.

-Я не жалею, что работаю здесь, наоборот, горжусь. Потому что не все способны трудиться в творческой среде, поддерживать связь с художниками, находить с ними общий язык. Мы готовим костюмы за три дня, иногда за неделю до начала выступления артистов. Поэтому, когда все спланировано и приготовлено, недочетов не бывает. Работа костюмера может показаться постороннему легкой, но и в ней есть свои сложности. Ведь если в одном спектакле восемь картин, артисту иногда приходится переодеться восемь раз. Бывают случаи, когда двух исполнителей одевают за 5-15 секунд. Это называется «быстрые переодевания».

-Зрители видят только то, что происходит на сцене во время спектакля, а ведь жизнь продолжается и за сценой, — рассказывает, в свою очередь, костюмер Гульнар Жаниева, которая в основном работает с мужским балетом. На вопрос, чувствовала ли она когда-нибудь себя неловко, одевая мужчин, Гульнар с улыбкой отвечает, что за 22 года работы костюмером артисты стали для нее как дети. — Они в свою очередь уважают меня, как мать. Театр — это место искусства. Я рада внести свой вклад в его развитие, — заключила она.
В «Астана Опера» сообщили, что в дальнейшем знакомство казахстанцев с закулисьем продолжится серией репортажей с других цехов театра: гримерного, пошивочного, бутафорского…

Дина МАРАТОВА

Все для комфортной жизни

Открытие четырех новых домов культуры в жилых массивах Кайнарбулак,...

Ориентир на интересы граждан

В нашей стране созданы и продолжают создаваться все необходимые...

Не попасть в финансовую западню

Широкое проникновение цифровых технологий в повседневную жизнь людей сопровождается...

Дом, где возвращают надежды

Региональный филиал Общественного Фонда «АНА ҮЙІ» в городе Шымкенте...

Новый завод – новые возможности

Открытие завода по производству керамогранита стало важным событием для...