Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, является Основным законом, фундаментом законодательства, она юридически оформляет основные вопросы жизни государства и общества: основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, устройства государства, а также закреПляет экономическую основу общества, является основным источником законов и других нормативных правовых актов, принимаемых органами государства. Любой нормативный правовой акт должен приниматься на основе и в полном соответствии с нормами, идеями, принципами Конституции и не противоречить им. В соответствии с этими принципами происходит построение правовой системы Казахстана.
Верховенство Конституции означает, что любой правовой акт, любое действие (бездействие) органов государственной или местной власти, их должностных лиц должны соответствовать Основному закону. Нормативные правовые акты, действия должностных лиц соответствуют Конституции, если они приняты, построены в соответствии с ее предписаниями. Верховенство Конституции обуславливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей системы правовых актов, в особенности тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия. Только таким образом могут быть достигнуты главные цели любой демократической Конституции — гарантировать права человека, определить пределы публичной власти, обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, а также ее демократическое функционирование. Именно поэтому Конституцией Казахстана прямо установлено, что «действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участником которых является Казахстан, определяются законодательством Республики» (пункты 1-3 статьи 4). Глубокий смысл этого конституционного положения состоит в том, что данная норма обеспечивает ее верховенство на всей территории Республики Казахстан. Кроме того, в разделе IV «Парламент» Основного Закона указывается, что «Законы Республики, постановления Парламента и его Палат не должны противоречить Конституции. Постановления Парламента и его Палат не должны противоречить законам» (пункт 7 статьи 62). Это конституционное положение является основой, фундаментом для понятия конституционной законности, а реализация принципа верховенства Конституции в правовой системе Республики Казахстан — прямое действие ее положений — важнейший признак конституционной законности. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Конституции «каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц». Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан, как элементами конституционной законности, являются: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте» (пункт 2 статьи 1). В своем нормативном постановлении от 15 октября 2008 года № 8 «Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления» Конституционный Совет указал, что «основополагающими принципами законодательной деятельности следует считать, прежде всего, идеи преамбулы Конституции, а также основополагающие принципы деятельности Республики Казахстан, провозглашенные пунктом 2 статьи 1 Конституции (общественное согласие и политическая стабильность; экономическое развитие на благо всего народа; казахстанский патриотизм; решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте). Основополагающими положениями Конституции в законодательной деятельности Парламента являются также нормы об утверждении Казахстана демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы; об унитарном государстве с президентской формой правления; о соотношении народного и государственного суверенитетов; о единстве государственной власти и ее разделении на ветви; о действующем праве; принципы построения системы государственных органов, виды государственных органов, порядок их формирования, функции и полномочия государственных органов, издаваемые (принимаемые) ими акты, основы взаимоотношений и соподчинения». Основа правовой концепции конституционной законности — существование демократического государства, юридическая и фактическая стороны которого находят свое выражение в законодательном урегулировании и практическом функционировании институтов представительной демократии. Конституционная законность находит свое конкретное воплощение, по сути, во всех конституционных нормах, поскольку любое положение Основного закона закладывает правовое начало для создания норм конституционных законов, законов, а также всех иных нормативных правовых актов. При этом главное условие их создания и действия — все эти нормативные правовые акты должны находиться в рамках конституционной законности. Каждый закон должен быть согласован с Конституцией, а подзаконный нормативный правовой акт — с Конституцией и законом.
Конституционная законность — не только многоаспектное, но и разноуровневое понятие. В последнем случае необходимо говорить об обеспечении соблюдения норм и положений Конституции Республики Казахстан, на всех уровнях государственного управления. Конституционная законность подразумевает строгое соблюдение требований и положений, непосредственно содержащихся в Конституции Казахстана, или вытекающих из нее, при издании нормативных правовых актов и совершении конкретных действий всеми центральными государственными органами, а также органами местного самоуправления. В Республике Казахстан конституционные нормы получают дальнейшее развитие в конституционных законах, о необходимости принятия которых прямо указано в Конституции, а также в других законах, принятых в развитие конституционных положений. Таким образом, можно сказать, что конституционная законность является системной основой всей общественной жизни, поскольку любые политические и экономические решения претворяются в жизнь с помощью нормативного правового акта, обязательного для исполнения всеми органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами и организациями. Немаловажной составляющей конституционной законности является наличие действенного механизма защиты верховенства Конституции Республики Казахстан, т.е. обеспечение конституционного контроля, который представляет собой деятельность специальных и уполномоченных органов государства, конечной целью которых является в выявлении и пресечении несогласующихся с конституцией законов и иных нормативных правовых актов, а также на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Институт конституционного контроля — это важнейший демократический институт и его правильное функционирование обеспечивает соблюдение Основного Закона, в котором выражается соотношение социальных сил в обществе и который призван поддерживать необходимую стабильность.
Кроме того, конституционный контроль является важным фактором обеспечения конституционной законности и верховенства права, является важным фактором стабильности и гарантией прогресса развития общества и государства. Благодаря ему острые политические проблемы могут и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на основе права, конституции и закона. В настоящее время в Казахстане органом конституционного контроля является Конституционный Совет. До настоящего времени в Казахстане гражданам было предоставлено только право опосредованного обращения в Конституционный Совет через суды. Следует отметить, что на практике такой механизм работал не совсем эффективно. Суды часто отказывали в удовлетворении таких ходатайств участников судебного процесса. Однако, современные реалии предъявляют новые требования. 16 марта 2022 года в своем Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: Путь обновления и модернизации» Президент Республики Касым-Жомарт Кемелевич Токаев предложил масштабную программу политической модернизации, которая предполагает переход к новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества, и кроме прочего поручил создать Конституционный Суд, который начнет свою работу с 1 января 2023 года. Теперь же и в нашей стране граждане будут наделены правом самостоятельно обращаться в Конституционный Суд. Кроме того, право инициирования проверки конституционности законов предоставляется Генеральному прокурору и Уполномоченному по правам человека. Эти институты при осуществлении своих полномочий сталкиваются с правовыми нормами, ущемляющими права личности, пробелами и противоречиями действующего права. Таким образом казахстанская модель конституционного контроля будет включать: — предварительный контроль законов, которые принял Парламент, до их подписания Главой государства, по обращениям Президента, Председателей Сената и Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента и Премьер-Министра; — последующий конституционный контроль действующих законов и иных правовых актов по обращениям Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека, судов и граждан Республики Казахстан. В конечном итоге реализация этих предложений будет способствовать развитию правовой системы в соответствии с Конституцией, укреплению гарантий защиты прав граждан и режима законности в стране, повышению доверия населения к государственным институтам.
Наталья КРЕСС, главный консультант сектора конституционного производства и экспертизы отдела правового обеспечения и международного сотрудничества Аппарата Конституционного Совета РК