12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Имидж формирующие характеристики современного педагога

    Профессия педагога — одна из древнейших и почетных в истории человечества.    Требования к педагогу Казахского Национального  Университета им. аль-Фараби определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием педагогической деятельности. Педагог  – профессия особенная.  Это  те люди, которые всегда на виду, рядом с ними находятся воспитанники, коллеги, родители.

      Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.  

   Имидж рассматривается как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то.

  Различают разные типы имиджа.

1.Воспринимаемый имидж,

2.Требуемый имидж,

3.Личностный имидж,

4.Профессиональный имидж.

  С точки зрения функционального подхода выделяют несколько видов имиджа.

Зеркальный — имидж, соответствующий нашему представлению о себе: мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. При этом чаще всего, особенно в молодости, видим в нем больше плюсов, чем минусов;

текущий — это наш имидж с точки зрения окружающих. Необходимо помнить, что непонимание и предубеждение формируют мнение о нас в не меньшей степени, чем наши реальные поступки;

желаемый — имидж, который мы стремимся себе создать;

корпоративный — имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений. Это и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;

множественный — имидж, который образуется из ряда имиджей независимых структур.

отрицательный — наш имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом.

  Поскольку работа педагога в Казахском Национальном Университете им. аль-Фараби предполагает тесное взаимодействие с людьми, внешний вид его имеет решающее значение при восприятии его учениками, коллегами, социальным окружением. Внешний облик характеризуется такими атрибутами как одежда, прическа, макияж, аксессуары и т.п.Внешний вид педагога должен располагать к доверительному общению. Вовсе не обязательно быть одетым дорого. Самое главное, чтобы внешний вид педагога настраивал на работу и общение , а не отвлекал учеников.

 Под имиджем обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа.

1. Внешний облик (манера одеваться);

2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т.д.);

3. Деловой этикет.

4. Этика общения.

Имидж для педагога важен больше чем для любого другого специалиста, потому что именно он влияет на формирование представлений, установок, ценностей воспитанников и в свою очередь способствует формированию имиджа учащихся. Его основой являются личностные и профессиональные качества педагога — коммуникабельность, рефлексивность, эмпатия, самообладание и др. Имидж имеет двоякое воздействие. Во-первых, он производит впечатление на окружающих, оставляя определенное мнение о человеке. Во-вторых, он воздействует и на человека, формируя стойкое представление о собственной личности. Имидж педагога — это его инструментарий, это функциональные средства организма, которые позволяют использовать голос, пластику, мимику в качестве воздействия на воспитанников. Компетентный педагог будет использовать их целенаправленно и осознанно.

 Основными структурными компонентами имиджа педагога КазНУ им. аль-Фараби являются:
— внешняя привлекательность (состояние здоровья, харизма, персональные характеристики и индивидуальные особенности, стиль одежды, цветовая гамма, макияж, прическа); — профессионализм (уровень образования, стиль деловых отношений); — вербальные характеристики (речь и ее особенности; коммуникативные навыки; ораторские приемы, модель поведения);
— невербальные характеристики: мимика, жесты, поза; — визуальная привлекательность; — стиль общения;
— пространство жизнедеятельности: образ жизни, биография, семейные отношения, результаты деятельности, сформированная среда.

Следует обратить внимание на соответствие имиджа преподаваемой предметной области. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образовательного учреждения. Имидж преподавателя КазНУ им. аль-Фараби в этом случае становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь.

 В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога. Педагог создает культуру последующих поколений. И он должен быть интересен как личность. Без интереса к личности нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Преподаватель обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы специалистом ни был учитель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я». Гармонично созданный имидж помогает решить различные вопросы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Имидж педагогов, работающих в образовательном учреждении, создает имидж самого учреждения.

 В результате позитивного отношения со стороны  педагога  происходит рост самооценки учеников, раскрывается  его  творческий потенциал, а убежденность учеников в собственной ценности дает  ему  возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками  педагогу  необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей  и  умелое оперирование средствами морального, интеллектуального  и  духовного начал у учеников. Все это вместе составляет  имидж  учителя.

  Формирование   имиджа   педагога  в Казахском Национальном Университете им. аль-Фараби является активной целенаправленной деятельностью, ориентированной на информирование учителя о сильных сторонах тех своих личностных качеств  и  отношений, которые имеют объективное значение для успешной работы с детьми. Правильно понимаемое учебно-воспитательное значение  имиджа  учителя для развития подрастающего поколения формирует  его  ответственное отношение к моделированию своей индивидуальности. Необходимо формировать  имидж   современного   педагога , это нелегкая работа , но она принесет результаты. Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться.

С.В. Новикова, О.А. Куратова

Преподаватели кафедры

«Иностранная филология и переводческое дело» КазНУ им. аль-Фараби

Новый центр сервиса появится в Катон-Карагае в рамках программы «Ауыл Аманаты»

В Катон-Карагайском районе ВКО продолжается активная реализация важных проектов...

Объем валовой продукции животноводства в Казахстане достиг 3 трлн тенге

Объем произведенной продукции животноводства полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка По...

Келер жылы елімізде тағы бір үлкен спорттық дода өтуі мүмкін

2026 жылы елімізде бокстан студенттер арасында әлем чемпионаты дүбірлі...

Тіл – темір қазығымыз

Тілсіз қоғамның қандай түрі болса да өмір сүре алмайды,...

Қазақстан экономикасындағы жаңа бағыт: Цифрландыру кезеңі

Қазақстан өңдеу өнеркәсібін жаңғыртуда жаңа, тарихи маңызды кезеңге аяқ...