Последнее время все чаще стали обсуждать тему деятельности закрытых учреждений, условия содержания арестованных.
Информационное агентство «Aqmola News» заинтересовавшись темой, обратилось с просьбой посещения городской тюрьмы — следственного изолятора.
Руководство акмолинского ДУИС пошло навстречу, на следующий же день состоялось посещение учреждения.
Следственный изолятор г.Кокшетау посетили представители правозащитной организации, ОНК, прокуратуры области, СМИ. Участие общественника, руководителя проектного офиса «Kokshetau adaldyq alany» Владислава Шуль и представителя ОНК области Серика Буланова, было кстати.
Обход начали со следственных кабинетов, их в учреждении несколько. Здесь работают адвокаты с обвиняемыми и подозреваемыми, проходят следственные действия, допросы, дознания и очные ставки. Кабинеты оснащены камерами видеонаблюдения, через которые круглосуточно осуществляется контроль и надзор. Судебные процессы следственно-арестованных проходят в режиме онлайн, для этого в СИЗО оборудовано несколько кабинетов.
«Произвел впечатление кабинет видео наблюдения. Здесь все, как на ладони, все перемещения, действия арестантов и сотрудников находятся под всевидящим оком камер, -поделилась Диана Дюсекеева, корреспондент «Aqmola News», -все видео хранится в течение двух месяцев. Мы попросили показать видео недельной давности, хочу отметить, что оно мало чем отличалось от сегодняшнего. Учреждение живет строгим распорядком, движения, которые фиксируются на камеру, совершенно одинаковые, потому, что проходят строго в одно и тоже время. Видео наблюдение – это очень удобно, и те и другие знают, что все их действия фиксируются. Хорошая поддержка для тех, кто ведет себя и действует в рамках закона».
Двигаясь дальше в режимный корпус, администрация на выбор предложила посетить камеры. В общей беседе правозащитника Владислава Шуль со следственно-арестованными вопросов и жалоб со стороны последних не поступило. «Камеры для подследственных довольно просторные, в них тепло, все «постояльцы» одеты в легкие футболки, хорошее освещение, чистая постель, есть камеры видеонаблюдения, — продолжил Владислав, — со слов подследственных, питание достаточное, разнообразное, в рационе мясо, рыба, фрукты».
В камерах содержится разное количество обвиняемых, как объяснили сотрудники изолятора, все зависит от многих условий, неоднократная судимость, тяжесть совершенного преступления, женщины и несовершеннолетние также содержатся отдельно и т.п. Минимальное количество от 3 до 10-12 человек, на момент нашего посещения в камере было по шесть –восемь человек.
Представитель ОНК Акмолинской области Серик Буланов побеседовал с медперсоналом медико-санитарной части колонии. «В целом, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в учреждении все необходимое есть, — объяснила медсестра Айман Абильмаженова, — в случае экстренных обращений, подследственные получают лечение в стационарах города». МСЧ оснащена современным рентген аппаратом, есть хороший стоматологический кабинет, процедурная.
В коридоре, где располагается отряд осужденных по хозяйственному обслуживанию колонии, в открытом доступе, стоит электронный терминал. В любое время осужденный может подойти и самостоятельно направить обращение в адрес госорганов – это прокуратура, суд, антикоррупционная служба, УСБ. По просьбе гостей, один из осужденных показал, как это работает.
На вопрос: «С какими вопросами обращаетесь?, — ответил, что сам не писал ничего: не было причины. После экскурсии участники обменялись мнениями. Много работы и вопросов, которые нужно решать – это дефицит медперсонала, который имеет место уже на протяжении ряда лет, финансирования для улучшения бытовых условий. Они, к слову, характерны для многих