12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Формирующие характеристики современного педагога

Педагог-особая профессия, ведь он всегда находится в окружении учащихся, коллег по работе. Преподаватель всегда на виду. Уже с порога аудитории начинается тонкое взаимодействие преподавателя со студентами, результат которого зависит от отношения преподавателя к миру, окружающим людям, к себе.

Актуальность и значимость проблемы формирования имиджа педагога в современных условиях развития образования и общества трудно недооценить. Условия работы в образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих и без сознательного построения своего профессионального имиджа не обойтись.

Правильно выстроенный имидж вызывает уважение у учащихся и повышает авторитет педагога. Положительный имидж преподавателя сегодня важен не только для его студентов — как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога – для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.

Важно определить, что же собой представляет образ человека или его имидж. Так физический имидж – это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж – характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж – роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности. Все это переплетается и образует единое целое.

Можно сказать, что имидж – это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. Какие же элементы образа важны для педагога или педагогического имиджа.

«Педагогический словарь» дает определение имиджа преподавателя как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя, его реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими».

Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов. Процесс построения имиджа зависит во многом и от самого педагога. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя может создать рабочее и нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя общение со студентами.

Эмоционально богатый педагог способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Несмотря на то, что человек является неповторимой индивидуальностью, у всех представителей педагогической профессии должны быть общие, специфические черты и во все времена неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться, наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуиция, эмпатия, рефлексия и самоконтроль. Также в качестве основных компонентов образа педагога можно выделить такие составляющие, как педагогическая этика, педагогический этикет, визуальная привлекательность, личное обаяние педагога, вербальное и невербальное поведение, культура речи.

В создании образа педагога большую роль играет педагогическая этика, которая включает в себя такие категории, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет, педагогическая совесть и педагогический такт.

Педагогический этикет включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и учащимися, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к учащемуся, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения. Педагогический этикет проявляется в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение правил педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога среди учащихся, созданию благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствует установлению правильных взаимоотношений как с группой учащихся, так и с отдельными учащимися. Педагогу необходимо сдерживать свои отрицательные эмоции, у него не должно быть повышенного тона, несдержанности и мимики недовольства при выслушивании ответов.

Личное обаяние педагога способствует формированию позитивного отношения учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Педагог может терять авторитет учащихся потому, что неинтересен как личность, а без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Таким образом, интерес к личности педагога выступает как средство активизации интереса к предмету, поэтому образ педагога должен вдохновлять.

Также в формировании образа педагога важную роль играет вербальное поведение. От совершенства речи педагога зависит качество освоения учебного материала. Учащиеся довольно чутки к речевым особенностям педагога, поэтому владение речью выступает одной из важнейших профессиональных составляющих педагога, которая включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога должна отличаться внутренней силой, убежденностью, выражение мысли – ясностью, простотой.

Для восприятия педагога учащимися не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, также важны эмоциональная окрашенность речи, положительная оценка учащихся, похвала, которая стимулирует положительное отношение учащихся к себе, веру в свои силы.

Не менее важно невербальное поведение (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе, а поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.

В целом, качества, характеризующие образ «идеального» учителя, следует расценивать как «систему требований», предъявляемую обучающимися к образу учителя в современных условиях. Образ педагога включает в себя умение общаться, искусство говорить и, что немало важно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют образ, в котором педагог предстает перед людьми. Также для позитивного образа педагога имеет значение внешний вид, который должен быть опрятным, аккуратным и приятным.

Преподаватели КазНУ им. аль-Фараби со всей ответственностью относятся к тому, что профессия педагога и профессиональная успешность определяется привлекательностью их образа, что обусловливает необходимость овладения технологией формирования и корректировки своего имиджа. Для педагогов это значимо потому, что важными инструментами их профессиональной деятельности являются общение и воздействие на людей. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Преподаватели кафедры иностранной филологии и переводческого дела КазНУ им. аль-Фараби  

С.В. Новикова, О.А. Куратова

Орталық Азия – Жапония: жаңа стратегиялық диалог

2025 жылғы 20 желтоқсанда Токио қаласында өткен «Орталық Азия...

Құқықтық мәдениет: ұғымы, құрылымы және қоғамдағы рөлі

Құқықтық мәдениет – құқықтық мемлекеттің негізін құрайтын маңызды қоғамдық...

Сыбайлас жемқорлық әлеуметтік құбылыс ретінде қоғам үшін қауіптілігі

Сыбайлас жемқорлық – қазіргі қоғамның дамуына елеулі қауіп төндіретін...

Право на свободу ведения предпринимательской деятельности не освобождает от ответственности за коррупцию

Парламент принял Закон, снимающий с руководителей подведомственных организаций –...