12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

Поддержка экспортёров

Глава правительства Алихан Смаилов провел встречу с председателем правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрамом Пшембаевым. Обсуждались на ней ситуация в этой отрасли на фоне внешнеэкономической ситуации, реализация Дорожной карты по развитию машиностроения до 2024 года и ряд других вопросов, касающихся казахстанского машиностроения.

Ситуация вокруг нее в Казахстане противоречива: с одной стороны, даже в прошлом году, с его вызванными локдауном различными ограничениями, ряд машиностроительных направлений показали значительный, а некоторые так даже уникальный рост: железнодорожный сегмент отрасли вырос на 300% (!), сельхозмашиностроительный на 50,4%.

Росли и другие сферы этой отрасли. Однако по-прежнему на машиностроительную продукцию приходится очень большой объем отечественного импорта. По оценкам Союза машиностроителей, в 2021 году это был 41% от всего объема импортируемых Казахстаном товаров. В прежние годы назывались и еще более высокие объемы. Здесь стоит отметить, что понятие «машиностроительная продукция» — это не только автомобили или, например, двигатели, это очень широкий круг промышленной продукции самого разного назначения. И ежегодно страна расходует многие миллиарды долларов на закупку товаров, значительную часть которой могла бы производить сама и даже экспортировать. Этой проблематике и была посвящена встреча Премьер-министра и руководителя Союза машиностроителей.

  • Руководитель союза одновременно является внештатным советником Главы государства, и это дает ему возможность встречаться с Президентом. И он имеет возможность направлять ему записки, информацию, которые потом поступают в правительство, к премьеру или к вице-премьеру, курирующему машиностроительное направление. В данном случае записка попала к главе правительства, и состоялась встреча его и Мейрама Пшембаева. Премьер счел поднятые вопросы достаточно серьезными и решил провести в ближайшее время совещание по вопросам нашей отрасли. Надо сказать, что глава правительства, хотя и не курировал раньше нашу отрасль, но с ее проблемами знаком. Президент Касым-Жомарт Кемелевич уделяет отрасли серьезное внимание, и правительство системно ведет эту работу, — заметил в комментарии нашей газете Павел БЕКЛЕМИШЕВ, член правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана».
    Сегодня внимание к машиностроению вызвано в том числе серьезностью экономической ситуации в мире и ее проекцией на казахстанскую экономику. Государство понимает важность машиностроения: хотя оно сегодня не драйвер экономики и перерабатывающей промышленности, но во многом обеспечивает стабильную работоспособность казахстанских базовых, добывающих отраслей. Это обусловлено даже исторически: например, горнодобывающее машиностроение — сначала как ремонтная база для горнодобывающей сферы в Казахстане, а потом и производитель оборудования для него — насчитывает в нашей стране уже более ста лет. Потом такая же история произошла с транспортным машиностроением, начавшись с техники для железной дороги. Сегодня, по мнению экспертов, Казахстан может не только сократить объемы импорта, но и нарастить экспорт. Павел Беклемишев приводит конкретный пример: на Украине есть три завода, которые производили оборудование для горно-металлургического комплекса, и сейчас они перестали работать. И теперь те же россияне стали обращаться на Алматинский завод тяжелого машиностроения, АЗТМ, с запросами: что он может производить в этом контексте? То есть для казахстанских производителей расширяется внешний рынок. Конечно, заместить всю востребованную номенклатуру невозможно, но техническая документация на АЗТМ есть, оборудование, кадры с необходимыми навыками тоже. И эта открывшаяся ниша может быть очень широкой: у россиян, очевидно, возникают новые проблемы с импортом машиностроительной продукции из дальнего зарубежья, и они начинают внимательно смотреть на возможности наших, казахстанских производителей. Интерес могут вызывать оборудование и комплектующие для предприятий химической промышленности, в том числе так остро нужных сегодня удобрений, а также для нефтехимических и горнодобывающих производств. Потребностей много, ниш много, надо суметь в них войти и расшириться. Шансы есть: в Центрально-Азиатском регионе Казахстан — лидер в этих направлениях, в частности, с точки зрения инженерной подготовленности персонала.
  • Надо сказать, что и наши казахстанские горнодобывающие и металлургические компании, и даже энергетики, начали нам говорить, что надо более активно сотрудничать. И это внимание к нам и интерес, с одной стороны, — результат текущих экономических обстоятельств, а с другой — итог усилий Президента Касым-Жомарта Токаева и его команды, которые обращают внимание казахстанской индустрии на возможности нашей отрасли и казахстанских национальных возможностей вообще. Напомню: в конце прошлого года Президент подписал Закон «О промышленной политике». И закон говорит, что в экономике страны развитие перерабатывающей промышленности — это главный приоритет на данном историческом этапе. А в перерабатывающей промышленности машиностроение и в статистическом плане и, если хотите, в моральном, играет очень важную роль: оно и несет с собой необходимость в росте глубоких компетенций, и консолидирует усилия ряда смежных отраслей, и поддерживает спрос на ряд наших сырьевых ресурсов, в первую очередь металлов. Наш Союз машиностроителей постоянно разъясняет этот вопрос, — говорит Павел Беклемишев.
    Отечественным машиностроителям, возможно, было бы проще это делать, если бы отрасль имела профильный государственный уполномоченный орган. Министерство индустрии и инфраструктурного развития, МИИР, все-таки больше ориентировано на потребности добывающей отрасли, которая, естественно, более прибыльна, чем сегодняшнее казахстанское машиностроение.
    Возвращаясь к потенциалу нашего экспорта, надо подчеркнуть, что это явление существует, и его география и номенклатура довольно широки. Из машиностроительной продукции Казахстан экспортирует аккумуляторы, подшипники, электротехническое оборудование. С недавних пор — и автомобили. Почти весь Усть-Каменогорский арматурный завод работает на экспорт, поставляет шаровые и шиберные задвижки для магистральных нефте- и газопроводов, а это сложная и высокоответственная продукция. Алматинский вентиляторный завод продает в Россию комплекты к промышленным вентиляторам. АЗТМ поставляет технологическое оборудование в такой высокоразвитый промышленный город, как Ижевск. А прокатные валки, используемые в металлургии, которые делает тот же завод, считаются лучшими на постсоветском пространстве. Есть и оборонные предприятия, которые работают на экспорт, но не будем вдаваться в детали. Есть в Алматы завод, который в Италию продает детали для итальянского телекома. Конечно, импортируем мы намного больше, чем экспортируем, но сам факт того, что есть немалая номенклатура товаров, которые мы продаем на внешнем рынке, говорит, что потенциал у нас есть.
    Что можно сделать для поддержки экспорта? Любой директор производства скажет: нужно возвращать НДС на экспортируемую продукцию. К слову, это даже не запрещается Всемирной торговой организацией. И в последнее время в этом вопросе подвижки начались — наши машиностроители начали получать возврат 50% экспортного НДС, и достаточно быстро.
    Можно ли использовать для поддержки машиностроения такой механизм, как государственно-частное партнерство? Павел Беклемишев отвечает на это так:
  • Конечно. Большинство машиностроительных предприятий сегодня — частные, кроме какого-то ограниченного количества оборонных предприятий. Базовая история здесь в следующем: во всем мире машиностроительные предприятия — это то, что во-многом определяет самостоятельность и устойчивость государств. Да, есть страны, где этой отрасли практически нет или она совсем незначительная, но это, как правило, очень слабые страны. А там, где отрасль существует, государство так или иначе ее поддерживает: без партнерства с государством любому машиностроительному предприятию в любой стране далеко не уйти. Понимание этого в Казахстане существует, и одно из его проявлений — уже упомянутый принятый в прошлом году Закон о промышленной политике. Он говорит, что государство намерено в этом направлении работать, и, в частности, в решении задачи обеспечения казахстанских производителей отечественными сырьем и материалами, чтобы повысить их устойчивость в современных, очень сложных условиях мировой экономики.
    Антон РОМОВ

Укрепление экономической интеграции

Казахстан и Кыргызстан намерены вывести двустороннее сотрудничество на качественно...

Дорожная карта индустриализации

В прошлом году в Казахстане был принят Национальный проект...

Семь раз отмерь…

Как известно, Казахстан намерен построить атомную электростанцию, об этом...

Смаилов поручил ТЭЦ провести внеплановые проверки

Премьер-министр Алихан Смаилов поручил провести внеплановые проверки тепловых электростанций, передает...

Әлихан Смайылов ЖЭО-ларға жоспардан тыс тексеріс жүргізуді тапсырды

Премьер-министр Әлихан Смайылов ЖЭО-ларға жоспардан тыс тексеріс жүргізуді тапсырды, -...