На международной арене Казахстан рассматривается как страна, добивающаяся устойчивого экономического роста, благополучия, здоровья и благоприятной окружающей среды для всех своих граждан.
В этой связи, со стороны государства уделяется большое внимание вопросам экологии, в том числе вопросам охраны водного, растительного и животного мира, борьбы с браконьерством, незаконной вырубкой леса, повышения экологической культуры населения, в том числе привлечения волонтеров к работе по охране окружающей среды.
В связи с чем, осуществляется совершенствование нормативно-правового обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды на основе:
— внесения изменений и дополнений в Экологический кодекс как единого законодательного акта прямого действия, регулирующего общественные отношения в области охраны окружающей среды;
— в иные соответствующие нормативные правовые акты Республики Казахстан;
— разработки нового Водного кодекса;
— реализации национальных проектов, а также региональных дорожных карты по решению экологических проблем.
Одной из задач экологического законодательства РК является укрепление законности и правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В этой связи, в части 2 статьи 13 Экологического кодекса РК закреплено следующее: «В целях обеспечения права каждого человека настоящего и будущих поколений жить в благоприятной окружающей среде государство признает и гарантирует следующие права общественности:
— на обращение в суд с заявлением об оспаривании законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих по вопросам охраны окружающей среды, в том числе связанным с устранением причиненного экологического ущерба и пресечением нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан;
Между тем, Административным процедурно-процессуальным кодексом (АППК) закреплены ряд следующих принципов, согласно которых:
— Все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.
— Административный акт, административное действие (бездействие) считаются законными и обоснованными до тех пор, пока административный орган, должностное лицо или суд не установят обратное в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Незаконный административный акт, принятый по вине административного органа, должностного лица, а также незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не могут повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры.
— Административному органу, должностному лицу запрещается отказывать в реализации, ограничивать, прекращать право участника административной процедуры, а также возлагать на него обязанность с целью соблюдения требований, не установленных законодательством Республики Казахстан».
Так, в 2022 году в СМАС Мангистауской области поступили 4 иска об обжаловании действий уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, одно из которых было возвращено, по одному иску в удовлетворении требований отказано, и по двум искам требования удовлетворены, с вынесением в адрес административного органа частных определений о недопущении впредь нарушений законности. Судебные акты не вступили в законную силу.
Например, ТОО «К» не согласившись с действиями Департамента экологии по направлению письма с приложенными сведениями в ДГД до вступления в законную силу судебных актов, обратился в суд с иском о признании незаконным действие Департамента экологии выраженное в направлении письма и признании незаконным уведомление УГД Мангистауского района, указав что постановление о привлечении ТОО к административной ответственности отменено. Уведомление УГД по Мангистаускому району содержит ссылку на акт государственного экологического контроля, однако этот акт являлся предметом рассмотрения в суде, по мнению суда, акт о результатах проверки прекратил свое действие, следовательно ссылка на него в обжалуемом уведомлении является необоснованной. Департамент экологии на основании данного акта о результатах проверки не имел права иницировать наложения на Товарищества каких либо обязанностей по уплате налоговых платежей или иного ухудшения положения. На судебные акты первой и апелляционной инстанции направлены кассационные жалобы в Верховный Суд Республики Казахстан. Судебные акты не вступили в законную силу, в связи с чем просит действие Департамента экологии по направлению письма признать незаконным и действие Управление по выставлению уведомления признать незаконным и отменить.
Суд установил, что норма статьи 573 Налогового кодекса предписывает уполномоченному органу в области охраны окружающей среды направлять необходимые сведения только в сроки, указанные в данной статье, то есть не позднее десяти рабочих дней по истечении сроков обжалования.
Между тем, Товарищество ранее состоявшиеся судебные акты СМАС и судебной коллегии по административным делам Мангистауского областного суда обжаловал в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан, которые не вступили в законную силу.
Однако, несмотря на это уполномоченный орган не дожидаясь регламентированных законодательством сроков, направил вышеуказанное письмо в ДГД.
В этой связи, суд пришел к выводу о незаконности действия Департамента выраженного в направлении письма до истечении сроков обжалования, и признал их незаконными.
Кроме того, Департамент экологии направил письмо в ДГД за исходящим об отзыве сведений ранее направленного письма за исходящим, в связи с подачей Товариществом кассационной жалобы на судебные акты по делу об оспаривании результатов экологической проверки.
В связи с чем, Уведомление о начислении суммы платы за эмиссию в окружающую среду на общую сумму 75 227 542,10 тенге отменено в полном объеме.
Поскольку, Уведомление о начислении суммы платы за эмиссию в окружающую среду прекратило свое действие в связи его отменой, суд посчитал необходимым иск в данной части оставить без удовлетворения.
Мукашев М.К., Судья СМАС Мангистауской области