С 2016 года в Казахстане стала применяться практика предварительного рассмотрения индивидуальных трудовых споров специальными согласительными комиссиями. По словам судьи Алмагуль Айкеновой, такие согласительные комиссии должны быть созданы во всех трудовых коллективах, где работает более 100 человек.
«Для чего эти согласительные комиссии были созданы? В первую очередь на согласительные комиссии возложена функция по решению трудовых споров, чтобы не доводить их до суда. В настоящее время этот институт еще не заработал в полную силу. Возможно, это связано с тем, что члены комиссии все еще зависимы от работодателя и не всегда могут принять объективное решение. Поэтому, возможно, данная стадия носит еще формальный характер, как обязательное условие, чтобы обратиться в суд. Работник должен предварительно пройти эту стадию — согласительную комиссию — и только после этого вправе обратиться в суд», — говорит судья.
По словам казахстанского судьи, работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату и иные выплаты.
При выплате зарплаты работодатель также должен в письменной или электронной форме ежемесячно извещать каждого работника о составных частях заработной платы.
«На основании исполнительной надписи или соответствующего постановления производится взыскание задолженности по бесспорным требованиям о взыскании начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и иных платежей. Допустим, если у работника на руках есть справка о заработной плате с положенными начислениями, выданная работодателем, то такие споры не подведомственны судам, так как являются бесспорными. Если есть такой документ, который подтверждает задолженность по зарплате, работнику нужно обратиться к частному нотариусу для выписки исполнительной надписи. Если работодатель добровольно не исполнит требование исполнительной надписи, она подлежит принудительному исполнению», — добавила судья Айкенова.
Обязательное заключение трудового договора
Не стоит забывать, что именно трудовой договор является вашим главным инструментом при защите своих трудовых прав или разрешении споров с работодателем, напоминает судья Карагандинского областного суда.
«Был такой пример в моей практике, когда четверо работников обратились в суд с иском к ТОО о взыскании задолженности по заработной плате. Они мотивировали это тем, что привлекались как работники ТОО для выполнения работ по ремонту в государственном учреждении с сентября по октябрь 2020 года. Но при этом трудовые договоры с ними не заключались. А факт того, что ими производились указанные работы, подтвержден письмом руководителя учреждения. В ходе рассмотрения дела директор ТОО не отрицал, что истцы действительно являлись наемными рабочими по устной договоренности, согласно которой они произвели определенные работы в государственном учреждении, но отрицал наличие задолженности по заработной плате», — поделилась судья Айкенова.
Как оказалось, у истцов имелась переписка в WhatsApp между директором ТОО и работником, из которой было понятно, что истцы действительно работали в учреждении, сдавали ПЦР-тесты, а также по поручению директора ТОО приобретали строительные материалы на средства, которые перечислялись на счет Н. в АО Kaspi Bank.
«Учитывая все это, суд пришел к выводу, что между истцами и ответчиком сложились трудовые отношения. Судом был сделан запрос в РГУ «Департамент бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам по Карагандинской области», согласно ответу которого среднемесячная номинальная заработная плата одного работника предприятий Карагандинской области по виду экономической деятельности «строительство» по профессии «неквалифицированный строительный рабочий» составляет за 2020 год 132 967 тенге. При отсутствии трудового договора истцы не смогли подтвердить размер заработной платы, на которую они договорились. Поэтому суд удовлетворил их требования частично, взыскав заработную плату, исходя из средней заработной платы по региону по данной специальности», — добавила судья.
Увольнение и восстановление на работе
По словам судьи Алмагуль Айкеновой, увольнение работника по инициативе работодателя является крайней мерой дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка.
По ее словам, при разрешении исков о восстановлении на прежней работе суд обязан исследовать доказательства о том, совершал ли ранее работник проступок, за который был привлечен к дисциплинарной ответственности, а также соблюдались ли порядок и сроки наложения этого дисциплинарного взыскания, есть ли признак повторности неисполнения или повторного ненадлежащего исполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
«Был такой случай. Госпожа М. работала в ТОО менеджером по корпоративным и розничным продажам. Однако 5 ноября 2021 года на М. было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора с формулировкой «за халатное ведение сделки и отношение к заказчику». Спустя два дня приказ аннулирован ответчиком. Тут же 5 ноября 2021 года на М. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора с формулировкой «за систематическое невыполнение установленных планов продаж». И уже приказом от 10 декабря 2021 года М. уволена за повторное неисполнение трудовых обязанностей работником, имеющим дисциплинарное взыскание. В графе «основание» указано «дисциплинарные взыскания от 5 ноября 2021 года», — поделилась судья.
Не согласившись с увольнением, женщина обратилась с иском в суд, где просила отменить приказ «о наложении дисциплинарного взыскания» в виде выговора, а также приказ «об увольнении». Решением суда иск был удовлетворен.
Как пояснила судья, ответчиком были допущены нарушения при наложении дисциплинарных взысканий.
«В суде было установлено, что на истца, помимо дисциплинарного взыскания, наложенного 5 ноября 2021 года, также было наложено дисциплинарное взыскание с формулировкой «за халатное ведение сделки и отношение к заказчику». 17 января 2022 года данный приказ аннулирован, однако факт халатного ведения объекта с заказчиком явился основанием для расторжения трудового договора с М. Из указанных актов ТОО следует, что основанием для увольнения М. явилось лишь одно вмененное ей нарушение должностных обязанностей, за которое ей был объявлен выговор», — добавила Алмагуль Айкенова.