12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

ДОСУДЕБНОЕ УРЕГИЛОВАНИЕ СПОРОВ ПО СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Законом Республики Казахстан от 12 июля 2022 года №138-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности»  внесены изменения и дополнения в  действующие  законодательных актов, в том числе,    в Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» (далее-Закон).

С 1 января 2024 года  введен   обязательный досудебный порядок урегулирования разногласий  по страховым спорам путем обращения к страховому омбудсману.

Согласно пункта 1 статьи 86 Закона,  страховым омбудсманом является независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование разногласий: 1) между страховыми организациями, возникающих по вопросам обязательного и добровольного страхования; 2) между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями, возникающих из договоров страхования.

Физические лица и (или) субъекты малого предпринимательства, являющиеся страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями), вправе обратиться к страховому омбудсману для урегулирования разногласий по всем видам страхования. Иные юридические лица могут обратиться к страховому омбудсману только по классу (виду) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.

При этом сумма требований по разногласиям не должна превышать десятитысячекратный размер месячного расчетного показателя.

 В силу  пункта    5 статьи 90   Закона, лица, являющиеся страхователями  (застрахованными, выгодоприобретателями), а также страховщик вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан после получения решения страхового омбудсмана.

Аналогичное предусмотрено пунктом  2-1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 8 «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования».

Приведенные нормы свидетельствуют о необходимости соблюдения обязательного порядка досудебного урегулирования споров, вытекающих  из договоров страхования.

Для обращения к страховому омбудсману необходимо заполнить соответствующее  заявление и приложить документы, обосновывающие доводы заявителя, в том числе:    копию технического паспорта автомобиля,   копия извещения об обращении к страховому омбудсману (направляется в страховую компанию за 3   рабочих дня до обращения к омбудсману), копию  отчета независимого оценщика об определении ущерба с приложениями или иной документ об определении размера ущерба,   копию  квитанции об оплате за проведение оценки,   копия постановления административного  органа (суда) о привлечении виновного лица (при наличии),   копия письма страховой компании об отказе в осуществлении страховой выплаты (если оспаривается отказ страховой компании), а также  иные  доказательства, которые подтверждают обстоятельства, на которые заявитель ссылается.

При этом в заявлении   к страховому омбудсману  необходимо указать: данные  заявителя, его адрес, телефон и/или адрес электронной почты;   наименование второй стороны, с которой возникли    разногласия; предмет урегулирования разногласий между сторонами; содержание требований; изложить  обстоятельств, подтверждающих требования, и ссылку на доказательства; в  случае  если спор носит материальный характер   указать цену требований; перечень документов, прилагаемых к заявлению;  доказательства об отправке второй стороне претензии о разногласиях, в отношении которой направлено заявление об урегулировании разногласий.

К страховому омбудсману можно обратиться напрямую,  путем  подачи    заявления  в его офис, либо направить обращение через сайт страхового омбудсмана.

Процедура обязательного досудебного урегулирования споров   в данном случае  не только сокращает  нагрузку на судебную систему,    но и снижает финансовые издержки  для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя),  поскольку  в силу  пункта 3 статьи 91   Закона,  урегулирование разногласий   осуществляется страховым омбудсманом безвозмездно. Деятельность страхового омбудсмана финансируется за счет взносов страховых организаций.

Решение принимается страховым омбудсманом единолично и в письменной форме доводится до сведения сторон, участвующих в споре. При этом  решение страхового омбудсмана обязательно для исполнения страховой организацией,  а  вот для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) исполнение решения страхового омбудсмана   не является обязательным и они   в случае несогласия с таким  решением, вправе обратиться за защитой своих прав и законных   интересов  в суд.

Таким образом, до обращения   в суд для решения спора со страховой организацией,  такой спор подлежит обязательному  разрешению в  досудебном порядке   страховым омбудсманом.   

Судья Наурызбайского районного суда

г.Алматы Капарова А.К.

Дені саудың — жаны сау!

    БҰҰ Бас Ассамблеясы 2015 жылы қабылдаған Тұрақты даму...

ҚазҰУ Заң факультеті: Қазақстандағы құқықтық білімнің флагманы

 Әл-Фараби атындағы Қазақ Ұлттық университетінің Заң факультеті Қазақстанның ең...

Мемлекеттік тіл мерейім!

Мемлекеттік тілге деген құрмет ауыз екі тілде қазақша таза...

Қызылорда да сотталғандар ұлттық ойыннан сынға түсті

Қылмыстық-атқару саласына қарасты №68 мекемесінде шаруашылық қызметіне қалдырылған сотталғандар...

СИЛА ЖЕНЩИНЫ: ПОБЕЖДАТЬ, ВДОХНОВЛЯТЬ, ЖИТЬ

19 ноября в Алматы в рамках проекта «Розовый октябрь»...