Законом Республики Казахстан от 12 июля 2022 года №138-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг, банковской деятельности» внесены изменения и дополнения в действующие законодательных актов, в том числе, в Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности» (далее-Закон).
С 1 января 2024 года введен обязательный досудебный порядок урегулирования разногласий по страховым спорам путем обращения к страховому омбудсману.
Согласно пункта 1 статьи 86 Закона, страховым омбудсманом является независимое в своей деятельности физическое лицо, осуществляющее урегулирование разногласий: 1) между страховыми организациями, возникающих по вопросам обязательного и добровольного страхования; 2) между страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями) и страховыми организациями, возникающих из договоров страхования.
Физические лица и (или) субъекты малого предпринимательства, являющиеся страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями), вправе обратиться к страховому омбудсману для урегулирования разногласий по всем видам страхования. Иные юридические лица могут обратиться к страховому омбудсману только по классу (виду) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
При этом сумма требований по разногласиям не должна превышать десятитысячекратный размер месячного расчетного показателя.
В силу пункта 5 статьи 90 Закона, лица, являющиеся страхователями (застрахованными, выгодоприобретателями), а также страховщик вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством Республики Казахстан после получения решения страхового омбудсмана.
Аналогичное предусмотрено пунктом 2-1 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2017 года № 8 «О судебной практике по спорам, вытекающим из договоров страхования».
Приведенные нормы свидетельствуют о необходимости соблюдения обязательного порядка досудебного урегулирования споров, вытекающих из договоров страхования.
Для обращения к страховому омбудсману необходимо заполнить соответствующее заявление и приложить документы, обосновывающие доводы заявителя, в том числе: копию технического паспорта автомобиля, копия извещения об обращении к страховому омбудсману (направляется в страховую компанию за 3 рабочих дня до обращения к омбудсману), копию отчета независимого оценщика об определении ущерба с приложениями или иной документ об определении размера ущерба, копию квитанции об оплате за проведение оценки, копия постановления административного органа (суда) о привлечении виновного лица (при наличии), копия письма страховой компании об отказе в осуществлении страховой выплаты (если оспаривается отказ страховой компании), а также иные доказательства, которые подтверждают обстоятельства, на которые заявитель ссылается.
При этом в заявлении к страховому омбудсману необходимо указать: данные заявителя, его адрес, телефон и/или адрес электронной почты; наименование второй стороны, с которой возникли разногласия; предмет урегулирования разногласий между сторонами; содержание требований; изложить обстоятельств, подтверждающих требования, и ссылку на доказательства; в случае если спор носит материальный характер указать цену требований; перечень документов, прилагаемых к заявлению; доказательства об отправке второй стороне претензии о разногласиях, в отношении которой направлено заявление об урегулировании разногласий.
К страховому омбудсману можно обратиться напрямую, путем подачи заявления в его офис, либо направить обращение через сайт страхового омбудсмана.
Процедура обязательного досудебного урегулирования споров в данном случае не только сокращает нагрузку на судебную систему, но и снижает финансовые издержки для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя), поскольку в силу пункта 3 статьи 91 Закона, урегулирование разногласий осуществляется страховым омбудсманом безвозмездно. Деятельность страхового омбудсмана финансируется за счет взносов страховых организаций.
Решение принимается страховым омбудсманом единолично и в письменной форме доводится до сведения сторон, участвующих в споре. При этом решение страхового омбудсмана обязательно для исполнения страховой организацией, а вот для страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) исполнение решения страхового омбудсмана не является обязательным и они в случае несогласия с таким решением, вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд.
Таким образом, до обращения в суд для решения спора со страховой организацией, такой спор подлежит обязательному разрешению в досудебном порядке страховым омбудсманом.
Судья Наурызбайского районного суда
г.Алматы Капарова А.К.