Оказание государственных услуг в настоящее время упорядочено и посредством применения современных информационных систем стало доступным и понятным для рядовых казахстанцев. Несмотря на значительный объем работы в данном направлении, имеются задачи по усовершенствованию, оценке и контролю оказания государственных услуг.
Действующим законодательством обеспечены права получателей государственных услуг по получению услуг согласно нормативным правовым актам, утвержденным в соответствии с законом, определяющим порядок оказания государственных услуг. В случаях нарушения данных требований, услугополучатели могут обратиться с жалобой на решения, действие либо бездействие организаций, оказывающих государственные услуги, в установленном порядке.
Одним из направлений деятельности Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы (далее – Агентство) является противодействие нарушению прав получателей государственных услуг посредством оценки и контроля качества оказания государственных услуг. В рамках реализации данной задачи Агентством и его территориальными департаментами рассматриваются жалобы граждан касательно оказания государственных услуг.
В ноябре 2024 года Департаментом Агентства по городу Алматы была рассмотрена жалоба гражданки Н. с намерением изменить фамилию и отчество по основаниям в соответствии с подпунктом 12) статьи 257 Кодекса РК о браке и семье «желание носить фамилию и (или) отчество по фамилии и имени лица, фактически воспитавшего заявителя».
Отделом регистрации акта гражданского состояния Ауэзовского района Филиала Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по городу Алматы (далее – РАГС) было направлено уведомление заявителю о возврате на доработку, с разъяснением о необходимости предоставления подтверждающих документов. Однако, правилами подобный вид результата рассмотрения не предусмотрен и заявителем были прикреплены документы подтверждающие отношения с лицом, фактически воспитавшим.
Рассмотрев представленные документы, Департаментом Агентства по городу Алматы, в качестве уполномоченного органа по оценке и контролю качества оказания государственных услуг, была внесена рекомендация о восстановлении нарушенных прав и законных интересов услугополучателя, и о рассмотрении ответственности сотрудника, допустившего нарушение.
В результате, права гражданки Н. были восстановлены, государственная услуга оказана в полном объеме. Вместе с тем, сотрудник РАГС, допустивший нарушение, был привлечен к ответственности в виде «замечания».
Агентством и его территориальными департаментами, в качестве уполномоченного органа по оценке и контролю качества оказания государственных услуг, на постоянной основе проводятся работы по рассмотрению жалоб касательно оказания государственных услуг.
Главный специалист Управления государственных услуг Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по городу Алматы
Муканова Меруерт Сериковна