ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Эпизод №7
Одним из самых тяжелых в деле об организованной преступной группе «черных риелторов», слушание по которому продолжается в специализированном межрайонном суде по уголовным делам г. Алматы, является, пожалуй, эпизод по факту удушения пенсионерки Э.Д. в целях завладения ее двумя квартирами. Сама она думала оставить их сыну и внучке. Но вокруг жилья стала крутиться, как коршун, ее племянница Юсупова (Все фамилии изменены), которой в результате махинаций удалось-таки войти в завещание в качестве единственной наследницы.
«Мне кирдык»
Она назойливо опекала свою тетю в последние месяцы ее жизни, приставив своего человека из ОПГ – Иванову, совместно препятствуя общению пожилой женщины с другими людьми. Даже при недомогании Юсупова не давала медикам скорой помощи увозить ее в больницу для госпитализации. Одна из свидетельниц в суде рассказала, что Э.Д. не раз говорила ей фразу «Мне кирдык». И вот случилось то, что случилось – чтобы ускорить уход пожилой женщины, члены ОПГ пошли на преступление, удушив ее. Та же свидетельница, которая долгие годы общалась с убитой, рассказала, что во время похорон заметила странную деталь – в области шеи у лежащей в гробу Э.Д. был завязан большой бант. Помимо этого большую часть лица скрывал платок, надетый на голову погибшей… Все это было явными попытками скрыть следы убийства.
Предательство своей профессии
Итак, преступная группа, убедившись в наступлении смерти Э.Д., с целью сокрытия следов совершенного убийства вызвала агента ритуальных услуг Ц.Н., не уведомив ее о криминальном характере смерти покойной. Эти ухищрения с бантом и платком на теле убитой были совершены не без помощи этого ритуального агента, которая по приглашению Юсуповой занималась организацией похорон их жертвы. Она, конечно же, не могла не видеть следы убийства, гематомы и прочее. Возник вопрос и об оформлении медицинского свидетельства для захоронения тела, но без производства судебно-медицинской экспертизы. Агент ритуальных услуг обратилась к знакомому судебно-медицинскому эксперту «Научнопрактического центра экспертных исследований Казахстана» Зиновьеву, попросив его выдать врачебное свидетельство о смерти, пообещав отблагодарить его за эту услугу. Прибывший судмедэксперт имел высшее медицинское образование и стаж экспертной деятельности свыше 40 лет. Конечно же в силу этого он не мог не увидеть наружные признаки смерти, наступившей в результате механической асфиксии. Увидел, догадался, понял, но при этом не принял никаких мер для направления трупа на судебно-медицинскую экспертизу, не вызвал полицию для осмотра трупа и фиксации причин наступления смерти. Хотя наверняка четко понимал, что своими действиями он совершает сокрытие следов совершенного насильственного убийства. Это было должностное преступление и предательство своей профессии – судмедэксперт умышленно внес заведомо ложные сведения в п. 16 и п. 17 медицинского свидетельства о смерти Э.Д. за № 1174 от 22.12.2020 года. Подделка официального документа, недостоверные данные о причине наступления смерти пожилой женщины, позволили совершить укрывательство особо тяжкого уголовного преступления. В документе значилось, что смерть наступила от естественных причин. Однако эксгумация тела позднее показала, что смерть жертвы связана с удушением.
Эпизод №8 Нотариус была «в теме»
Наконец, дождавшись определенного законом срока для вступления в наследство, 22.05.2021 г. ОПГ под руководством пенсионерки Юсуповой продолжила реализацию преступного замысла по совершению мошенничества, хищения чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием. Дороги вновь привели их к своему «проверенному» частному нотариусу Жетписовой. Воспользовавшись алкогольной зависимостью сына умершей, под предлогом оформления документов на квартиру, Юсупова оказалась с ним у частного нотариуса. Лишних вопросов не возникло, она была «в теме». Нотариус выдала доверенность с правом на распоряжение его имуществом, которое умышленно было прописано посередине общего текста, среди прав неимущественного характера. Так, подделав официальный документ с недостоверными данными, активный участник преступной группы нотариус Жетписова удостоверила его официально, зарегистрировав в реестре регистрации нотариальных действий и в единой нотариальной информационной системе (ЕНИС). Вся эта история с убийством и сокрытием его следов, подделкой документов была затеяна ради права на распоряжение 1/3 доли в квартире, принадлежащей сыну погибшей. Обустроив это дельце, ОПГ приступила к реализации дальнейшего плана. Настал черед отъема оставшейся части недвижимости. 23 июня 2021 года Юсупова с подельниками вновь прибыла к «своему» частному нотариусу Жетписовой. Действуя в рамках отведенной ей преступной роли, пренебрегая своими служебными обязанностями и долгом, она вновь пошла на мошенничество для достижения собственной материальной выгоды и преимуществ для ОПГ. Изготовление завещания от имени погибшей Э. Д. на имя Юсуповой было незаконным. В нарушение п. 1 ст. 1069, п. 1 ст. 1067 Гражданского кодекса РК, соответствующих норм Закона РК «О нотариате» не был выяснен круг лиц, имеющих право на обязательную долю в наследстве. Свидетельство о праве на наследство по завещанию, открывшемуся после смерти убитой ими Э.Д., было составлено в пользу Юсуповой и касалось 2/3 доли квартиры. Это лишило несовершеннолетнюю дочь умершего С.Д. обязательной доли в наследстве. Объявление о продаже квартиры появилось на сайте продаж авто. 26 июня Юсупова прибыла в офис другого частного нотариуса Е.С. для заключения договора купли-продажи на основании поддельной доверенности, изготовленной и удостоверенной нотариусом Жетписовой, выступив в роли продавца. Договор купли-продажи был заключен с покупателем на 18 500 000 тенге. ОПГ разделила эту сумму между собой.
Эпизод №9
28 июля 2021 года Юсупова обращается к частному нотариусу Жетписовой, которая вновь, достоверно зная о незаконно изготовленном ею завещании от имени Э.Д. на имя Юсуповой, удостоверила свидетельство о праве на наследство, открывшееся после смерти пожилой женщины, на имя Юсуповой. Этот юридический факт лишал несовершеннолетнюю дочь умершего С.Д. обязательной доли в наследстве. Реализация преступных намерений продолжилась. Дождавшись смерти сына убитой Э.Д., которая наступила 5 июля 2022 года, Юсупова сразу же приступила к поиску покупателей на квартиру. На роль приобретателя подошел ее знакомый А.Б., у которого она брала в долг крупную сумму денег под залог доставшейся ей квартиры. В офисе частного нотариуса Г.З. был подписан договор купли-продажи. Полученная от него сумма 15 млн тенге досталась участникам преступной группы.
В замкнутом круге коррупции
Эта история обнажила сущность преступной деятельности, связанной с мошенничеством, умышленными убийствами и кражей беззащитных людей, фальсификацией документов. И удивительно то, что подобные действия неоднократно совершались при непосредственном участии нотариусов, в этой, казалось бы, строго регламентированной нормами закона сфере. Подделка и подлог официальных документов в нотариате – это серьезное нарушение основ законодательства, которое приводит к тяжким правовым последствиям. Как и произошло в данном конкретном случае, связанном с делом по ОПГ Юсуповой, несмотря на строгое регулирование и контроль преступные деяния в этой области продолжают совершаться. Как говорится, сплошь и рядом. Не секрет, что этому благоприятствует коррумпированная среда, в которой нотариат оказался важным инструментом и средством для нелегитимных преступных деяний. Поэтому все стало возможным. Прикормленные нотариусы незаконно и беспрепятственно переоформляют на чужих людей квартиры, регистрируют поддельные доверенности в официальной базе данных. Не было проблем и в получении фальшивых справок, которые выдавали госорганы. И никто ничего не боится. Свой вклад вносили и информаторы, сообщая членам ОПГ об одиноких и беспомощных владельцах квартир. Этим потоком беззакония двигала элементарная человеческая жадность и корысть людей, которые сбились в стаю, и как гиены не гнушались ничем.
Вечный вопрос: как одолеть коррупцию?
Мы все понимаем, что причины, сделавшие возможными подобные преступления, должны быть устранены. Что должны быть усилены контроль и надзор за нотариальными действиями, чтобы обеспечить надежную защиту прав и интересов граждан, в том числе в сфере недвижимости, где незаконные, мошеннические методы и сомнительные сделки могут нанести имущественный ущерб. Мошенничество и коррупция оказали разрушительное воздействие на государственные структуры и на общество, которое видело, что противодействия этому явлению, по сути, не было. И это вызывает у каждого из нас социальную апатию и неверие в будущее… Только по одному этому делу следственным органам и прокуратуре удалось предъявить обвинения более чем двум десяткам людей, сколоченной в группировку, которая в течение нескольких лет незаконно присваивала и продавала чужое имущество. Представ перед судом, организованная преступная группа показала свою сплоченность на протяжении всего совершенного длинного шлейфа преступлений. И интерес после продажи каждой чужой квартиры возрастал, дальнейшие сделки проворачивались ими уже без участия собственников – пенсионеров, психически больных людей и злоупотреблявших алкоголем.
Акмарал АБДУЛОВА