Это история о том, как социальные аптеки обслуживают граждан, и на какие ухищрения идут аптекари, чтобы всучить клиентам пресловутые БАДы.
Для начала давайте выясним, чем лекарственные средства отличаются от БАДов – биологически активных добавок. Общепринято считать, что БАДы относятся к пище, лекарственными средствами не являются. Они используются как дополнительный источник биологически активных веществ (пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, аминокислот) для ликвидации их дефицита и оптимизации рациона. Более того, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 июня 2016 года № 297 утверждены Правила реализации биологически активных добавок – БАД. Пунктом 12 установлено, что «в местах, где осуществляется реализация БАД, на видном месте устанавливается надпись следующего содержания: «Биологически активные добавки к пище», а также предупреждение «Не является лекарством». Теперь перейдем к сути нашего дела. В мае 2022 года, вечером, мне стало плохо, и я из дома экстренно был доставлен в городскую больницу скорой медицинской помощи г. Алматы с острой почечной болью. Мне в приемном покое сделали купирование, сняли УЗИ, рентген, ввели обезболивающие инъекции. В связи с предстоящими праздниками, дежурный врач-уролог А.Ю. Масасин рекомендовал полечиться дома, назначил лечение, выписав рецепт. А после праздников – лечь на операцию. По дороге домой с супругой, которая управляла автомашиной, заехали в аптеку, что расположена по пр. Раимбека, дом 150. Это была аптека «Рауза-аде». Я чувствовал себя плохо, поэтому остался в салоне автомашины. Вернувшись, супруга сказала, что успела купить лекарства, и что продавец сразу закрыла входную дверь аптеки. Лекарства находились в небольшом пакетике, и мне было не до того, чтобы рассматривать содержимое в машине.
По приезду домой я обнаружил, что вместо указанного в рецепте нованефрона аптекарь продала какой-то новахондрин, которого вообще нет в рецепте. Это биологически активная добавка – стимулятор для восстановления хрящевой ткани. Стоимость этого сомнительного продукта недешевая – 6125 тенге. Видимо, с реализацией БАДов у аптекарей туго, подумал я, вот и решили подзаработать на больных вроде меня. Могу предположить, что молодая аптекарша воспользовалась тем, что рабочий день закончился и пора закрывать лавочку, а здесь подвернулся такой удобный случай. Ночь на дворе, вокруг никого. Есть прекрасная возможность «впихнуть» припозднившейся пенсионерке завалявшийся на полке БАДик. Хорошо, решил я, утром разберемся, если почувствую себя лучше. На следующий день, утром, по пути в процедурный кабинет для принятия уколов с супругой заехали в ту же аптеку «Рауза-аде». Думали, что второпях аптекарша перепутала новахондрин с нованефроном. Ведь оба средства начинаются с одинаковых «нова». Ничего страшного, думал, пусть заменят БАД на нужное мне лекарство. Однако вместо этого натолкнулись на грубость уже другой сотрудницы аптеки, которая вышла на смену своей коллеге. Во-первых, молодая аптекарша наотрез отказалась заменить не нужный мне новахондрин. Вместо этого она позвонила напарнице, которая по сотовому стала отрицать тот факт, что моя супруга предоставила рецепт врача скорой помощи. Во-вторых, дежурившая аптекарша на стойке наотрез отказалась называть свою фамилию, при этом отсутствовал бейджик с фамилией. И самое возмутительное, девушка стала оскорблять мою супругу, хамить и угрожать нам. Якобы вчера ночью супруга (человек, замечу, пенсионного возраста, профессор и педагог), не предоставляла никакого рецепта. Какая наглость! Откуда она взяла, если это название «новахондрин» вообще впервые слышим. Не стану описывать процесс социального «обжуживания» в этой аптеке, чтобы не тратить нервы. Только вот мне интересно, на кой ляд мне – больному с почками – эта биологическая добавка новахондрин? Я вообще противник употребления всяких этих сомнительных таблеток в виде БАД. Вместо того, чтобы заменить эту ненужную добавку на указанное в рецепте лекарство – нованефрон, нисколько не стесняясь, аптекарша, годившаяся в дочери, стала беспардонно снимать меня – больного на свой сотовый. При этом угрожать, что выложит это видео в социальную сеть. Видя, что продавец ведет себя неадекватно, я тоже решил снять на свой сотовый. Но она выскочила из-за перегородки и наглым образом вырвала из моих рук смартфон. Такого поворота дела я не ожидал, понял, что никакого конструктивного разговора не получится, решил покинуть аптечный киоск. Из всей этой далеко неприглядной истории я понял одно. Выходит, в этой аптеке «Рауза-аде», что принадлежит ТОО «Жамиля – социальная сеть», таким методом клиентам впихивают всякого рода БАДы, пользуясь немощью пенсионеров и больных людей. Ловко ведь придумано перед самым закрытием аптеки подловить клиентов. И навар за день неплохой. И что интересно, что и выписанное дежурным врачом нованефрон, оказывается, тоже из серии БАД. Однако оставим в стороне этическую сторону дела, перейдем в правовую плоскость. Так вот, по поводу данного инцидента 11 мая 2022 года я обратился в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК, а также в Департамент по защите прав потребителей г. Алматы, чтобы приняли меры в отношении аптеки «Рауза-аде», принадлежащей ТОО «Жамиля – социальная сеть», а также недобросовестных сотрудников аптеки. Дело не в том, чтобы заменили мне лекарство или вернули деньги, а просто не дурачили больных людей. От первого адресата я так и не дождался ответа, хотя недели через две, когда находился на лечении, на сотовый позвонила секретарь, видимо, из столицы, и сообщила, что моя жалоба перенаправлена в Департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК по г. Алматы. Прошло лето, а ответа из этого ведомства нет до сегодняшнего дня. А вот Департамент по защите прав потребителей г. Алматы 14 июня 2022 года дал о себе знать. Причем, в этом ведомстве на трех листах детально расписали алгоритм моих действий как потребителя на получение информации о товаре, а также продавца (изготовителя, исполнителя).
Что, дескать, я имею права на получение полной и своевременной информации о товаре, что могу потребовать возмещения причиненных мне убытков в случае невозможности использования приобретенного товара. Одним словом, ошарашили меня статьями из Закона «О защите прав потребителей». В частности, привели ст. 30 этого закона, где указано, что продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества. В том в случае, если не был в употреблении, а также сохранен документ, подтверждающий факт приобретения товара в течение 14 дней, за исключением лекарственных средств. Вот где вся загвоздка. Когда ты обнаруживаешь подлог и приходишь обратно в аптеку, чтобы сдать этот БАД, то продавцы тычут в нос 30-статьей Закона «О защите прав потребителей». И наотрез отказываются принимать обратно товар из аптеки. Понятно, если это лекарственное средство. Допускаю, если мне подсунули другое лекарство, то проблематично его обменять на другое. И большинство придерживаются такой точки зрения. Но, хочу еще раз подчеркнуть, что новахондрин не является лекарственным средством, и соответственно биологически активные добавки под эту статью 30 не попадают. Вроде всем понятно, но только не аптекарям, а также тем, кто активно продвигает БАД на фармацевтическом рынке. Далее. Если же аптекари считают, что БАД – лекарство, то в соответствии с пп.15 ст. 10 Закона «О здоровье народа и здравоохранении», запрещается безрецептурная реализация лекарственных средств. В таком случае, почему ушлая аптекарша не требовала от моей супруги рецепт? Выходит, это им даром не нужно. Департамент по защите прав потребителей г. Алматы сообщает, что проведение проверки в отношении ТОО «Жамиля – социальная сеть» не представляется возможным, согласно Указу Президента РК от 26 декабря 2019 года №229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля с посещением в Республике Казахстан» с 1 января 2020 года по 1 января 2023 года. В соответствии со ст. 91 Административного процедурно-процессуального Кодекса РК в случае несогласия с принятым решением Департамент по защите прав потребителей советует обжаловать в досудебном порядке в вышестоящий орган.
Вроде на этом можно было и завершить мою аптечную историю. Однако, как вы заметили, я так и не услышал ответа главного контролирующего органа в лице Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК. Пусть чиновники, стоящие на страже здоровья населения, все-таки ответят на простой вопрос. Если в Правилах реализации биологически активных добавок, БАД не является лекарственным средством, почему тогда аптеки наотрез отказываются делать возврат товара, ссылаясь на ст. 30 Закона «О защите прав потребителей»? Данную публикацию следует считать официальным запросом в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК. (Копии документов находятся в редакции).
Сая ИССА