12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ…

На Всенародном референдуме Казахстанцы поддержали важные Конституционные поправки, направленные на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан. Реформирование основного закона олицетворяет собой очередной этап новейшей истории Казахстана, открывая новые перспективы современной государственности. О том, какую повестку дня формирует Конституционная реформа, в интервью рассказал член Конституционного Совета Республики Казахстан Иоган МЕРКЕЛЬ.

— Иоган Давидович, проведенный референдум на треть обновил Конституцию. В чем особенность внесенных изменений?

— Условно все изменения в Конституцию, которые были приняты на референдуме, можно разделить на несколько блоков. Первый блок касается в основном окончательного перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством. В этом плане по Конституции Глава государства передал ряд своих полномочий другим государственным органам. И что очень немаловажно, Президент на период своих полномочий не может состоять в политической партии. Это значительно увеличивает конкуренцию среди партий. Конечно, если Президент является руководителем партии, это всегда оказывает существенное влияние на политическую ситуацию и политическую жизнь в той или иной стране. Второй блок поправок касается изменения роли Парламента, местных исполнительных органов и совершенствования законодательного процесса. Пересмотрен порядок формирования обеих палат Парламента по гармоничной смешанной избирательной системе. Президентская квота в Сенате сокращена с 15 до 10 депутатов, при этом 5 из них предлагает Ассамблея народа Казахстана. В связи с тем, что Казахстан является многонациональным государством, выдвижение Ассамблеей в Сенат пяти своих депутатов позволит нашим национальным меньшинствам тоже принимать участие в законодательном процессе, что очень существенно. 30% депутатского корпуса Мажилиса будет формироваться по мажоритарной системе, то есть депутаты будут избираться от избирательных округов. Это очень важное новшество, которое, я думаю, будет лучше отражать интересы наших избирателей. При этом если депутат не будет надлежащим образом выполнять свои обязанности, у избирателей есть право его отозвать. Такое положение введено в Конституцию. К новшествам законодательного процесса относится представление на подпись Президенту закона Парламентом, а не Сенатом. Кроме того, теперь Сенат наделяется правом одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. Мажилис таким образом наделяется правом принимать законы. Для оперативного реагирования на всякого рода угрозы современности, в том числе рисков для жизни и здоровья населения, как это было в период пандемии, Правительству предоставлено право применять временные нормативные правовые акты, имеющие силу. Они будут действовать до принятия, или до непринятия Парламентом соответствующих законов, которые Правительство сразу должно внести в Парламент. Кроме того, усиливается парламентский контроль за качеством исполнения республиканского бюджета. Счетный комитет преобразуется в Высшую аудиторскую палату, председатель которой два раза в год должен будет отчитываться в Мажилисе. Что касается местного управления, акимы теперь будут назначаться на должность Президентом с согласия депутатов всех маслихатов областей или городов республиканского значения. При этом Глава государства предлагает не менее двух кандидатур, из которых депутаты должны будут выбрать наиболее приемлемую. За Президентом, безусловно, сохраняется право освобождения акимов от должностей, но он теряет возможность отменять акты акимов. Важный блок поправок касается и правоохранительной сферы. Одна из новых поправок в Конституцию – запрет на применение смертной казни. Усилен конституционный статус Уполномоченного по правам человека, предусмотрено принятие отдельного Конституционного закона Республики Казахстан «О прокуратуре». Одним из важных шагов является преобразование Конституционного Совета в Конституционный Суд с расширением перечня субъектов обращения. Необходимо отметить, что с момента своего создания Конституционный Совет внёс значимый вклад в формирование национальной правовой системы. Вместе с тем, современные реалии предъявляют новые требования.

— Расскажите, пожалуйста, о ключевых положениях проекта Конституционного закона РК «О Конституционном Суде Республики Казахстан».

— Разработчиком законопроекта является Министерство юстиции. Структурно проект закона состоит из трех разделов. В первом разделе содержится норма, которая регулирует миссию Конституционного Суда, порядок его формирования, требования к судьям, гарантии их деятельности, а также вопросы социального и материального обеспечения. Конституционный Суд определен как самостоятельный орган, не входящий в судебную систему, который призван обеспечивать верховенство Конституции на территории всей нашей страны. Компетенция нового органа она будет сочетать функции предварительного и последующего контроля за законодательством. Законопроектом предусмотрены дополнительные субъекты обращения в Конституционный Суд – Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор и граждане по вопросам нарушения конституционных прав человека. В проекте Конституционного закона определено, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам, которые послужили основанием для обращения. Данная норма разграничивает компетенцию судов общей юрисдикции судебной системы и Конституционного Суда. В законопроекте определены нормы, касающиеся порядка ведения конституционного производства, а также его принципы — верховенство Конституции, всестороннее, полное, объективное расследование обстоятельств обращения, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. С учетом современных реалий, теперь при рассмотрении обращений устность разбирательства может сочетаться с письменным, а также онлайн-форматами. Важной частью проекта закона являются положения, регламентирующие порядок и условия обращения граждан в Конституционный Суд. Конституционный Суд по обращению гражданина будет рассматривать на соответствие Конституции нормативно-правовые акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы, которые закреплены в Конституции. Обращение допустимо, если оспариваемый закон или иной нормативно-правовой акт применен судом либо непосредственно затрагивает права и свободы в конкретном деле с участием лица и по делу вынесен судебный акт, вступивший в законную силу. Такая норма заложена в законопроекте. Хотя должен отметить, что в большинстве зарубежных странах до обращения в Конституционный Суд гражданин должен исчерпать все другие средства судебной защиты. Да, сегодня существует прогноз об увеличении количества обращений граждан. В связи с этим в законопроекте предусмотрен двухступенчатый порядок их рассмотрения. На первоначальном этапе аппарат Конституционного Суда должен проверить соответствует ли это обращение тем требованиям, которые заложены в законе. В случае явного несоответствия, обращение должно быть направлено гражданину с рекомендацией о том, как исправить допущенные ошибки. Если обращение проходит первый этап надлежащим образом, то оно поступает в Конституционный Суд. Порядок рассмотрения обращений в законопроекте не изменился. В любом случае, по вопросу допустимости рассмотрения обращения, его инициатор имеет право требовать принятия решения Конституционного Суда и получения процессуального документа. Отдельная глава законопроекта посвящена решениям Конституционного Суда. Они принимаются в форме нормативных постановлений, в соответствии со статьей 4 Конституции Республики Казахстан — это составная часть нашего действующего права. В законопроекте сохранились нормы о Посланиях, заключениях, а также постановлениях, принимаемых по процессуальным и иным вопросам. Установлены требования к содержанию нормативных постановлений — это очень важно. Они практически не изменились. Отдельные статьи регулируют вопросы принятия дополнительного решения. Это связано с изменениями, внесенными в Конституцию, либо с открывшимися в ходе практического применения того или иного нормативного постановления обстоятельствами, требующими пересмотра. В законопроекте закреплены правовые последствия решений Конституционного Суда. Конституционный Суд также как и действующий Конституционный Совет может определить порядок и сроки введения в действие своих решений. Имеет возможность определить дату, с которой отменяется правовая норма, признанная неконституционной. Есть также инструменты обеспечения исполнения решений Конституционного Суда. Если из нормативного постановления вытекает необходимость принятия законодательных мер, то уполномоченные государственные органы должны в течение шести месяцев обеспечить внесение в Мажилис соответствующего проекта закона.

— Как изменится деятельность республиканского органа конституционного контроля после создания Конституционного Суда?

— Одним из важнейших нововведений стало обеспечение возможности обращения граждан в Конституционный Суд за защитой своих конституционных прав и свобод, если они считают, что примененный судом нормативный правовой акт не соответствует Конституции. Кроме того, Конституционный Суд должен будет рассматривать обращения Генерального прокурора по международным договорам и по толкованию Конституции. Это новое право Генерального прокурора, которое будет закреплено в Конституционном законе Республики Казахстан «О прокуратуре». Наряду с этим в Конституционный Суд будет обращаться Уполномоченный по правам человека по вопросам, затрагивающим права и свободы человека и гражданина. Это дополнительные субъекты обращения в Конституционный Суд. Как вы знаете, таким правом в настоящее время наделены Президент, председатели Палат Парламента, не менее 1/5 от общего числа Мажилиса и Премьер-Министр. Соответственно, работы у Конституционного Суда, который начнет функционировать с нового года, будет намного больше.

— Какова, на Ваш взгляд, динамика конституционной законности в стране?

— Динамику конституционной законности мы можем обсуждать только в рамках тех нормативных постановлений, которые Конституционный Совет рассматривал за годы своей деятельности — с февраля 1996 года. За этот период в Конституционный Совет поступило более 200 обращений, из которых 27 обращений — от Главы государства, от председателей палат и депутатов Парламента — 77, от Премьер-Министра – 27. Всего Конституционным Советом принято более 140 нормативных постановлений и 6 дополнительных решений. Неконституционными были признаны 30 законов и международных договоров. Более 100 обращений было об официальном толковании норм Конституции.

— Приходилось ли членам Конституционного Совета рассматривать вопросы по ущемлению прав граждан? И сколько было таких обращений?

— Действующим законодательством не предусмотрено право граждан обращаться в Конституционный Совет, поэтому они обращались к нам опосредованно. То есть, если в ходе рассмотрения гражданского дела в суде возникал вопрос о конституционности того или иного нормативного правового акта, то суд вносил к нам соответствующее представление. Конституционный Совет рассмотрел 71 представление судов — это достаточно сложные вопросы, все они очень спорные. Одно из последних — это было представление суда Алатауского районного суда города Алматы о признании неконституционным подпункта 8 статьи 107 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Поводом для обращения суда в Конституционный Совет послужили законодательные недостатки, в связи с которыми суды и местные исполнительные органы принимали решения о выселении семей из государственного арендного жилья, если хоть один из членов семьи приобретал другое жилье. Речь идет об истории с выселением многодетной семьи, проживающей в арендном жилье, за то, что одна из дочерей, выйдя замуж, улучшила свои жилищные условия. Учитывая новые обстоятельства, данная норма позволяла выселить из квартиры всю оставшуюся семью с малолетними детьми. Суд, рассматривая это дело, принял решение обратиться в Конституционный Совет с представлением о том, насколько данная норма соответствует требованиям Конституции Республики Казахстан. После обсуждения Конституционный Совет принял нормативное постановление, в котором подпункт 8 статьи 107 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» признан неконституционным.

— Какова цель преобразования Конституционного Совета в Конституционный Суд? И по какой причине государственный орган снова возвращается к такой форме.

— Необходимость создания Конституционного Суда была определена в Послании Президента Республики Казахстан. Эта мера весьма своевременна, поскольку во всем мире действуют Конституционные Суды, которые осуществляют контроль за соблюдением Конституции и за тем, чтобы нормативные правовые акты соответствовали Основному закону. Основная причина заключается именно в том, чтобы наделить граждан правом обратиться в Конституционный Суд. Кстати, не у всех органов конституционного контроля были полномочия рассматривать права граждан. К этому постепенно пришли Южная Корея, Франция и другие. К примеру, в Конституционном Суде города Кобленц в западной части Германии только 3 года как существует право рассмотрения жалоб граждан. Поэтому мы тоже идем по этому прогрессивному пути.

— Что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии Дня Конституции?

— Конституция — это самый важный закон, который существует в стране. К Основному закону нужно относиться уважительно и соблюдать его. В нашей стране, где чтят и соблюдают Конституцию, царят мир и процветание, граждане спокойно воспитывают своих детей и уверенностью смотрят в будущее.

Линара САКТАГАНОВА

    «Ұлттық ойындар»  авторлық бағдарламасының  берері не?

Мазмұны бойынша барлық халық ойындары балаларға қол жетімді. Олар...

”МИГРАНТ” профилактикалық іс-шарасы жүргізілуде

02.05.2024 жылы Түрксіб станциясындағы Желілік полиция бөлімі көші-қон қызметі...

Рейдовые мероприятия провели среди сотрудников ДУИС Астаны

Сотрудниками Группы собственной безопасности совместно с сотрудниками Отдела воспитательной...

Строевой смотр проведен среди личного состава ДУИС Астаны

В ДУИС Астаны среди личного состава проведен строевой смотр....

Осужденные Алматинской области отметили День единства

Осужденные, отбывающие наказание в учреждении №14 ДУИС по г.Алматы,...