24 C
Алматы
Среда, 18 мая, 2022
spot_img

Большая помощь малому…

В рамках развития предпринимательства в Казахстане продолжает работать программа «ДКБ-2025» – Дорожная карта бизнеса, рассчитанная до 2026 года. Ее реализация позволяет не только обеспечить устойчивый экономический рост, но и повысить благосостояние казахстанцев. Так, за 2021 год в рамках программы «ДКБ-2025» было подписано почти 32 тысячи проектов на сумму 1,3 трлн тенге, из них сумма выплаченных субсидий составила 96,1 млрд. Для сравнения: за 2020-й таких проектов было 13,5 тысячи на сумму 801,9 млрд тенге, выплачено при этом было 43,9 млрд тенге субсидий.

Напомним, в марте текущего года в программу господдержки по предоставлению грантов по «ДКБ-2025» были внесены изменения. Теперь гранты для реализации новых бизнес-­идей предоставляются в размере до 5 млн тенге (ранее сумма составляла от 2 до 5 млн тенге). В числе обязательных условий получения средств –
новизна бизнес-идей и софинансирование проекта собственными денежными средствами в размере не менее 10 процентов от запрашиваемой суммы гранта, кроме лиц категории социально уязвимых слоев населения (СУСН) и инвалидов III группы (ранее послабления не распространялись на инвалидов этой группы). Допускается использование финансовых средств на строительство, модернизацию, реконструкцию, капитальный ремонт, что ранее было запрещено. Вместе с тем запрещается использование грантовых средств на приобретение животных (крупного и мелкого рогатого скота, домашних птиц, пчел и иных сельскохозяйственных животных), за исключением проектов по производству продуктов питания, относящихся к обрабатывающей промышленности. Ранее допускалось приобретение сельхозживотных вне зависимости от проекта.
Также теперь лица, ранее получившие грант по программам «ДКБ-2020» и «ДКБ-2025», не имеют возможности повторного участия – ранее допускалось повторное участие через год после получения гранта. Помимо этого, лица, зарегистрированные и планирующие реализовать проект в другом регионе, кроме Алматы, не могут подать заявку на грант в мегаполисе; ранее ИП, зарегистрированным в Алматы, допускалась реализация проекта в другом регионе.
Нововведениями добавлены и новые виды экономической деятельности (ОКЭД), среди которых производство электроэнергии солнечными электростанциями; производство электроэнергии прочими электростанциями; издательская деятельность; аренда складских помещений; аренда и лизинг легковых автомобилей отечественного производства.
В таком крупном мегаполисе, как Алматы, успешно работают инструменты, которые помогают бизнесу получить необходимую поддержку от государства. Поддержка бизнесу оказывается на всех уровнях: образовательном, консультативном, инфраструктурном, финансовом. Ежегодно увеличивается и бюджет программы «ДКБ-2025». За три года он составил 31 млрд тенге. В этом году бюджет составляет 17,7 млрд, что в 2,2 раза больше по сравнению с прошлым годом.
Из выделенных средств 690 млн направлены на безвозмездные гранты, остальные на субсидирование и частичное гарантирование. На сегодняшний день одобрено 2332 проекта на сумму кредитования 154 млрд тенге. Благодаря программе создано более 1600 рабочих мест.
Наибольшее количество проектов получили финансовую поддержку в отраслях торговли – 17%, административного и вспомогательного обслуживания – 15%, промышленности – 13%. Кроме того, 60% проектов получили финансирование на приобретение основных средств, помещений, оборудования. В сфере торговли кредиты берут на оборотные средства.
Конкретный пример действия программы: в Алматы за счет грантовых средств открыто производство слоеного теста. Инновационный грант на сумму 5 млн тенге Аружамал Жилисбаева потратила на открытие цеха по производству замороженного слоеного теста на натуральном сливочном масле. По ее словам, она с детства любит печь, поэтому, несмотря на полученное экономическое образование и 17-летний стаж работы бухгалтером в крупной компании, она все же решилась начать кулинарный бизнес.

  • Пять лет назад я стала делать шаги навстречу к своей мечте, – рассказывает Аружамал. – Мечтала побывать в Италии, научиться готовить их блюда. Открыть свой собственный ресторан, где люди смогут пробовать изысканную кухню из натуральных продуктов. Так я поступила в московскую бизнес-школу на факультет «Управление проектами», это помогло мне расставить все свои идеи по полочкам и составить четкий план действий. Училась в магистратуре и параллельно начала учить итальянский язык, готовясь к поездке. Знала, что в один прекрасный день моя мечта осуществится, – рассказывает Аружамал.
    Женщина взяла академический отпуск и поехала в Италию. Прошла практику в двух ресторанах и узнала все тонкости приготовления настоящих кулинарных шедевров Италии. Вернувшись в родной Алматы с дипломом МВА, Аружамал начала выстраивать план по открытию производства. Получив консультацию по государственным программам поддержки бизнеса в центре предпринимательства Qoldaý, она подала заявку на участие в конкурсе в рамках «ДКБ-2025». Придумать инновацию не составило труда – она просто взяла на вооружение итальянский рецепт теста, которого еще точно не было в массовом производстве в Казахстане.
  • В итальянском ресторане, где я проходила практику, готовились к банкету на 170 человек, – вспоминает Аружамал. – Коллега достала из холодильника слоенное тесто и играючи приготовила гриссини – хлебные палочки. Я, увидев процесс, начала сама готовить и была в восторге от того, какое тесто качественное, удобное в приготовлении и вкусное! Почему бы в Казахстан не привезти эту идею?! Я бы смогла открыть производство и облегчить женщинам работу по кухне. Это премиум-продукт, и мы достойны такого качества, – продолжает она.
    Именно в тот день и зародилась ее бизнес-­идея. Далее на грантовые средства Аружамал приобрела специальное оборудование, которое позволяет производить тесто по итальянской рецептуре и сохранять все полезные свойства ингредиентов.

Сегодня в ее цехе посменно работают шесть сотрудников. Ежемесячно выпускается около двух тонн готовых изделий, при этом производственные мощности позволяют производить больше, до 5-6 тонн в месяц. Продукция поставляется в торговые сети, работает интернет-магазин.

  • Кроме слоеного, мы делаем песочное тесто, основу для самсы, жайма, а также печенье, орешки, самсу, пироги, булочки, ватрушки, чизкейки, торты. Все натуральное, без химикатов и вредных добавок. Я так хочу, чтобы в Казахстане все было такое же вкусное и органическое, как в Италии, и мечтаю приносить максимальную пользу своему народу с заботой о здоровье граждан, – делится Аружамал Жилисбаева.
    Параллельно предприимчивая дама уже открыла кейтеринговое агентство и выращивает базилик, розмарин, тимьян, шалфей из привезенных итальянских семян. В будущем она хотела бы осуществить еще одну заветную мечту – открыть теплицу для выращивания овощей и зелени, необходимых для приготовления изысканных блюд.
    Другой алматинец пустил средства господдержки на производство в мегаполисе меховых головных уборов в национальном стиле. По словам индивидуального предпринимателя, аналогов его разработке в Казахстане нет. До этого Бауыржан на протяжении нескольких лет занимался продажей зимних головных уборов зарубежного производства и не понаслышке знаком с современным ассортиментом данной продукции.
  • Продавая зимние мужские шапки, поймал себя на мысли: «А почему бы не попробовать изготовить их самому?», – рассказывает он. – Эта мысль не давала покоя, и я начал изучать разновидности структур, форм, фасонов. Черпал знания в специальной литературе и интернете. Затем начертил лекала, заказал мастерам по дереву специальную форму с расчетами по глубине, высоте, окружности и изготовил свою первую норковую шапку. Конечно, в ней было много минусов, ошибок, швы кое-где не сходились. Но, на мое удивление, ее тут же купил мой знакомый, буквально выпросил продать! Постепенно навыки совершенствовались, и сейчас я изготавливаю и продаю около 30-40 шапок каждый месяц.
    Инновация его разработки заключается в том, что обычная тюбетейка (такия) обшивается натуральным мехом. Такой головной убор охотно раскупают прихожане мечетей, которым доселе приходилось носить в зимние холода тонкие тюбетейки. Норковые такия также приобретают жители Алматы и регионов в подарок будущим сватам. По их мнению, изделия Бауыржана смотрятся куда богаче и статуснее обычных шапок к чапанам. Уже позже по запросам клиентов в ассортиментную линейку попали женские платки с меховой оторочкой из белой норки.
  • С написанием бизнес-плана мне помогли консультанты центра предпринимательства Qoldaý, – делится Бауыржан. – В центре мне подробно рассказали обо всех государственных программах для бизнеса и посоветовали дать заявку на грант по «ДКБ-2025». Документы я подал весной 2021 года, средства поступили на счет через несколько месяцев, летом. На эти деньги я приобрел скорняжную швейную машину, вышивальные и швейные машины, промышленные инструменты, натуральные шкуры, фетр и другие ткани для внутренней отделки.
    Изделия собственного производства Бауыржан продает в бутике на одном из крупных алматинских рынков. В перспективе обладатель гранта планирует нанять мастеров и масштабировать свое производство.
    Грант на расширение бизнеса получил и производитель косметики, основатель бренда LORIEN Данияр Буксукбаев.
  • Все началось с того, что моя супруга после родов не могла избавиться от пигментных пятен на лице, – рассказывает Данияр. – Покупали различные дорогие средства, но они не помогали, а многие вызывали аллергическую реакцию и имели агрессивный химический состав.
    Для решения проблемы предприниматель вместе с супругой Оксаной стали искать «волшебную» формулу, и в итоге они изготовили в домашних условиях собственный крем, который справился с пигментацией за три месяца непрерывного использования.
    Позже о чудо-креме узнали близкие родственники и друзья. Когда начались первые заказы, семейная пара поняла, что ее находка может стать прибыльным бизнесом.
    Сейчас у пары собственное производство высококачественной косметики по уходу за волосами, кожей лица и тела, которое ведется в лаборатории с повышенным контролем качества. Качество выпускаемого продукта подтверждают многочисленные международные сертификаты.
  • Составы продукции разрабатывались как самостоятельно, так и при помощи сильнейших специалистов в области косметической химии России и Европы, – говорит Данияр. – В разработке продукции мы используем исключительно научный подход к решению проблем на коже лица и тела, а также волос. И хотя пока ассортимент не так уж велик, каждый наш продукт является уникальным произведением науки и искусства, равно, как если бы в альбоме певца каждая песня являлась мировым хитом. Взять хотя бы наш отбеливающий крем с транексамовой кислотой, имеющий аналоги только в США и Японии и являющийся одним из самых эффективных средств по борьбе с пигментацией в мире.
    Планов и целей у основателей косметической компании достаточно. Одна из ближайших перспектив – производство продуктов по сверхэффективной борьбе с морщинами и выпадением волос.
    За счет господдержки реализуются и социальные проекты. Так, руководитель общественного фонда «Социальный навигатор» Куляра Маненова решила попробовать свои силы в социальном предпринимательстве. Сначала она выиграла грант в размере 200 МРП по проекту «Бастау бизнес» в рамках государственной программы «Еңбек». Позже – грант в размере 5 млн тенге по программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» на открытие учебного центра на базе действующего салона красоты.
    Сегодня в социальной парикмахерской «Кларенция Ман» (названа по псевдониму в соцсетях) работают порядка десяти специалистов – это многодетные женщины, матери особенных детей, выпускники колледжей. Около 70% их заработной платы субсидирует Центр занятости Алматы. В салоне действуют большие скидки и льготы для социально уязвимых слоев населения. Проходят бесплатные акции для воинов-афганцев, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, детей из школ-интернатов и малообеспеченных семей. К тому же здесь можно обучиться новой профессии.
  • Все началось с того, что к нам в общественный фонд стали обращаться многодетные мамочки, которые говорили, что в буквальном смысле нет денег на стрижку для ребенка, не говоря уже о других потребностях, – вспоминает Куляра. – С их слов, нормальную работу на бирже труда найти невозможно, а обучающие курсы не стоят затраченного времени. Тогда я написала открытое письмо в соцсетях на имя министра труда с просьбой зарегистрировать меня в Центре занятости и позволить пройти весь путь от безработной до финансово независимой личности. Это был своего рода эксперимент, вызов, ведь на тот момент у меня уже были две компании, поставляющие оборудование для экологии. При этом я вела и веду частную судебную практику.
    Куляра даже удивилась, когда пришел ответ из министерства, и она своими глазами увидела весь процесс трудоустройства в рамках господдержки. Пошла в Центр занятости, в течение трех месяцев бесплатно обучилась на курсах на парикмахера-стилиста. Курсы проходили на базе колледжа, где она предложила мастерам-преподавателям идею – с нее группа малообеспеченных граждан и спонсорские средства, с них –
    бесплатные услуги и усиленная практика.
  • Подав заявки по госпрограммам и выиграв гранты, я убедилась в том, что сегодня в нашей стране есть все возможности для трудоустройства и даже занятия собственным бизнесом, – рассказывает Куляра.
    Социальной парикмахерской всего год, за это время здесь обслужили более полутора тысяч человек. Параллельно действует учебный центр, где на первом потоке обучились 27 человек, из которых 21 трудоустроен и двое открыли свой бизнес.
  • Чтобы обучаться на бесплатных курсах Центра занятости, надо иметь официальный статус безработного, а у нас многие мамочки уходят из декрета в декрет, то есть не могут воспользоваться господдержкой, –
    говорит бизнесвумен. – Вот для них мы и предлагаем свои бесплатные курсы. Мы даем базовые знания: стрижки, окрашивание волос, маникюр, педикюр. У нас только практика. Всю теорию даем в качестве домашнего задания, а в салоне они с утра до вечера «набивают» руку – приводят своих родственников, соседей, обучаются на живых моделях. Есть такие ученицы, которые обращаются в центр предпринимательства Qoldaý, получают консультации и далее начинают свой бизнес.
    Сейчас на стадии открытия находится второй социальный учебный центр Куляры –
    подвально-цокольное помещение предоставило АО «СПК «Алматы» на условиях аренды без оплаты, но с самостоятельным проведением инженерных коммуникаций и последующей оплатой коммуслуг.
  • Теперь возьмусь за папаш, – говорит предпринимательница. – Где они все, пока их жены просят помощи? Я обучу их на сварщиков. У нас не хватает строителей, монтажников, сварщиков. Это востребованные профессии, по проведенному нами мониторингу средняя зарплата у сварщика достигает 400 тысяч тенге, хорошего сварщика еще поискать нужно.
    Бороться нам нужно не с безработицей, а с ленью, безграмотностью и невежеством, резюмирует активистка.
    Кстати, для удобства и ускорения процесса подачи и рассмотрения заявок на господдержку активно внедряется цифровизация. Уже оцифрованы процессы от принятия пакета документов до подписания договоров субсидирования и гарантирования, что позволило увеличить количество поддерживаемых проектов предпринимателей. На сегодня доля онлайн-заявок по субсидированию составляет 97%, а по гарантированию – 76%.
    Ирина ТУЛИНОВА

Басқада | О других

Жаңалықтар | Новости