Вопросы передачи в государственную собственность необоснованно приватизированных объектов в сферах телекоммуникации, железнодорожной инфраструктуры, медиаактивов и в других отраслях рассмотрит созданная правительством комиссия по демонополизации экономики.
В состав комиссии вошли первые руководители агентств по противодействию коррупции, финансовому мониторингу, защите и развитию конкуренции, члены правительства, представители Генеральной прокуратуры и АО «Самрук-Казына».
В ближайшее время по поручению Премьер-министра РК членам комиссии предстоит определить, какие незаконно приватизированные объекты будут переданы в собственность государства. Глава кабмина Алихан Смаилов поручил в недельный срок разработать предложения по механизмам передачи.
Данные меры принимаются в рамках реализации поручений Президента РК Касым-Жомарта Токаева о необходимости проведения жесткой политики по демонополизации экономики страны.
Глава государства поручил Агентству по защите и развитию конкуренции проанализировать искусственно созданные частные монополии, на основании законных рычагов ликвидировать многочисленные посреднические цепочки.
К слову, первым шагом по передаче незаконно приватизированных объектов стал возврат в коммунальную собственность предприятия «Алматы кала жарык», которое отвечает за автоматизированное и централизованное управление системами наружного освещения города. Департаментом Агентства по защите и развитию конкуренции по г. Алматы установлено, что данная организация занимает монопольное положение.
В акимате г. Алматы пояснили, что приватизация «Алматы кала жарык» может привести к потере стратегического государственного предприятия. В связи с этим акиматом Алматы принимаются меры по отмене решения о приватизации ГКП на ПХВ «Алматы кала жарык» на основании уведомления Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по городу Алматы.
На сегодняшний день рассматривается вопрос о возврате АО «Казахтелеком» в государственную собственность. С таким предложением выступил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Серик Жумангарин.
-На рынке связи целесообразно рассмотреть владение компании «Казахтелеком» двумя операторами связи. Ограничить деятельность «Казахтелекома» на смежных товарных рынках. Пересмотреть правила доступа к кабельной канализации, учесть возможность законодательства для создания достаточных условий для подключения нескольких операторов связи, — предложил глава агентства.
В свою очередь вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Малик Олжабеков, говоря о демонополизации в сфере рынка телекоммуникационных услуг, отметил, что АО «Казахтелеком» является монополистом, поскольку доля компании на рынке фиксированной связи составляет более 80 процентов, на рынке мобильной связи — более 60 процентов.
-В 2019 году «Казахтелеком» купил 75 процентов акций АО «Кселл» и 100 процентов доли в «Теле-2», ТОО «Мобайл телеком сервис». Таким образом, 75 процентов национального ресурса радиочастот по итогам объединения сотовых компаний принадлежит группе компаний «Казахтелеком», — сказал он.
Эксперты отмечают, что введение демонополизации является необходимой предпосылкой развития конкуренции.
Депутат Мажилиса Парламента Юрий Жулин выразил мнение в поддержку принимаемых реформ.
-Любая монополия убивает инициативу. Если нет инициативы, нет и конкуренции. Отсутствует конкуренция — значит, не будет развития и прогресса — начинается застой. К сожалению, мы увидели это и в нашей стране, когда различные сферы были монополизированы непонятными структурами. В партийно-политическом поле тоже случались подобные вещи. Поэтому курс на уменьшение монополизации очень важен: он должен придать импульс развитию инициатив во всех сферах. У нас много активных людей, которые способны генерировать хорошие идеи. Просто необходимо поддержать их инициативу, — подчеркнул мажилисмен.
По мнению генерального директора Applied Economic Research Centre Жаныбека Айгазина, главный акцент нужно делать на экономической эффективности.
-Демонополизация — это когда деятельность монополиста либерализируется или реструктуризируется. То есть одну компанию могут разбить на несколько, чтобы появилась конкуренция. Если говорить о рынках телекоммуникаций, железнодорожной инфраструктуры, а также энергоинфраструктуры, то это стратегические активы, которые в рыночной экономике являются собственностью государства. Это в большей степени верно для энергетики, железной дороги, аэропортов и трубопроводов. Но если здесь речь идет все-таки об активах, которые были незаконно приватизированы, тогда нужно говорить о реституции активов, приобретенных незаконным путем, — считает эксперт.
Линара САКТАГАНОВА