12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

АКТ ГУМАННОСТИ И МИЛОСЕРДИЯ

Президент Казахстана К.-Ж. Токаев в сентябрьском Послании народу дал поручение амнистировать людей, оказавшихся под следствием после январских событий. Он сказал, что обвиняемые в организации беспорядков и государственной измене помилованы не будут. Амнистия не предусмотрена также для осужденных по обвинениям в совершении террористических и экстремистских преступлений, для силовиков, применявших к задержанным пытки.

Наш корреспондент встретился с председателем общественной комиссии «Аманат» по рассмотрению жалоб потерпевших граждан, а также осужденных после январских событий, известным адвокатом Абзалом КУСПАН и взял у него интервью.

– Президент страны в своем выступлении сказал, что наши сограждане надеются не только на объективное правосудие, но и на милосердие общества. Какую работу в этом направлении проводит комиссия «Аманат», которую Вы возглавляете?

– Начну с того, что я сам являюсь участником известных событий января 2022 года в г. Уральске. В тот день, 4 января, я вышел на митинг. Тогда я не мог предположить, что митинг превратится в беспорядки по всей стране. Я вообще не думал, что сам окажусь сначала участником, а затем и «организатором» этих событий. Мне, как адвокату, пришлось невольно включиться в этот процесс, потому что на площади собралось порядка пять тысяч человек. Когда в толпе стали звучать призывы, что надо захватить здание акимата и тому подобное, пришлось объединиться с другими общественниками, журналистами, с тем же редактором газеты «Уральская неделя» Л. Ахмедьяровым и другими. Надо было избежать столкновения гражданских лиц и полиции. В дальнейшем нам удалось взять в руки ситуацию, тем самым избежать трагедии. Таким образом, в Уральске не было допущено ни одного правонарушения со стороны граждан. Мы убрали даже за собой весь мусор на площади. 5 января ночью все собравшиеся на площади разошлись по домам. Через два дня, если не ошибаюсь, прошла информация, что власти вводят в Казахстан силы ОДКБ. С соратниками снова решили собраться, потому что было опасение, что войска ОДКБ потом просто не выйдут из Казахстана. Я стал собирать подписи под обращением, чтобы вывели войска из Казахстана. И в этот момент меня задержали и закрыли сотрудники полиции. Затем был суд, который привлек меня к административной ответственности и наложил арест на 10 суток. В последующем мои коллеги в количестве 47 адвокатов, включая руководство республиканской коллегии адвокатов, встали на мою защиту. И через пять дней меня освободили. Как только вышел, то 15 января я был уже в Астане. Добивался приема у руководителя аппарата Администрации Президента. 18 января меня принял Ерлан Карин.

Я сказал, если в отношении меня допустили такие грубые нарушения гражданских прав, тогда что ожидает тех простых граждан, которые волею судьбы случайно оказались в те дни на площадях. Простых и необразованных молодых людей. Со своей стороны готов оказать содействие в расследовании январских событий. В Уральске меня хорошо знает общественность, аким области, руководство прокуратуры, КНБ. Я сказал, что будут определенные перекосы. Мы ведь понимаем, что такое АТО – антитеррористическая организация. Это когда задерживают без разбора всех, кто находится в эпицентре событий. После этого начинается фильтрация. В этом процессе должны быть представители гражданского общества. Естественно, не популисты, а квалифицированные юристы. И этот процесс нельзя доверить одному лишь следователю. Здесь должна быть специальная комиссия. Таково мое видение. В конце концов Ерлан Карин согласился со мной. Он пригласил представителей Генпрокуратуры, при мне проконсультировался с руководством Верховного суда. И после долгого обсуждения дали «добро», чтобы мы работали совместно со следственными органами. Официально тогда никаких документов подписано не было.

Со стороны государственных органов никто не издавал каких-то постановлений или приказов. Мы решили открыть общественный фонд «Аманат комиссиясы» по защите прав участников январских событий и приступили к работе. Комиссия начала работать с 24 января 2022 года в г. Алматы.

– Какую же работу провели за это время?

– Непосредственно по представлениям нашей комиссии было освобождено и изменены меры пресечения в отношении 500 задержанных участников январских событий. Дальше уже вести пофамильно этот список перестали, потому что физически невозможно было из-за отсутствия кадров. Ведь я был и председателем, и одновременно исполнителем. По нашим представлениям, обращениям большинство избежали сурового наказания. По г. Алматы с нашим участием в отношении 80 подозреваемых лиц конкретно прекращены дела в связи с отсутствием состава уголовного правонарушения.

– Скажите, какова процедура принятия этих решений?

– На заседании присутствуют члены комиссии, представители прокуратуры, обычно это заместитель прокурора г. Алматы по следствию Н. Ауганбаев. Приглашаем следователя с уголовными делами. До этого мы со своей стороны собираем все доказательства, в этом нам помогают адвокаты подозреваемых, родственники. Прокуратура как надзорный орган, следствие приводят свои доводы. Один раз в неделю собираемся в прокуратуре города. Следователи с материалами уголовных дел докладывают обстоятельства дел, ход следствия по каждому эпизоду. Мы со всех сторон задаем вопросы следователям. Иногда бывают рабочие моменты, когда следователь не соглашается с нами, однако в целом мы работаем слажено. Такую работу комиссия проводит с мая по сегодняшний день. Вот сейчас в отношении пяти подследственных мы написали представления. Будем выносить на комиссию, чтобы дело прекратили изза отсутствия состава преступления. Там просто нет никаких доказательств вины подозреваемых граждан.

– Это ведь, как я понял, материалы досудебного расследования, которые не ушли в суд. А как быть с теми, кто уже проходит в качестве подсудимого?

– Да, касательно уголовных дел, которые рассматриваются в суде, есть и осужденные. В процентном отношении трудно сказать, какое количество. Ведь статистика каждый день меняется. Потому что везде идут судебные процессы. Однако свыше 1000 уголовных дел рассмотрено уже судами. В более чем 90 процентов случаях были вынесены приговоры, не связаны с лишением свободы, и это немаловажно. Ведь все эти уголовные дела тяжкие. Возьмем основную рабочую статью – ч. 2 ст. 272 УК РК (Участие в массовых беспорядках). По ним очень малое количество осужденных. В основном, это ранее судимые, особо активные участники, которых приговорили к реальному сроку. А так, в основном, в 95 случаях приговоры не связаны с лишением свободы. Такая вот практика. Члены комиссии принимают участие в судах. Такой пример. В г. Шымкенте осудили одного из местных активистов Садибекова. Суд первой инстанции приговорил его к трем годам лишения свободы. Общественность города обратилась в нашу комиссию. Мы тщательно изучили материалы дел. У нас, надо сказать, работают профессиональные адвокаты. Им пришлось в апелляционной инстанции ходатайствовать, чтобы изменили приговор. Суд смягчил обвинительный приговор, заменив реальный срок на ограничение свободы. Кроме того, к сожалению, есть очень много погибших в результате январской трагедии. Если взять г. Алматы, то здесь зарегистрированы 143 погибших. Из них есть и участники событий, а также граждане, случайно оказавшиеся в зоне событий. Среди погибших есть и судья, и сотрудники полиции. Первоначально всем задержанным следственные органы вменяли вину по статье «терроризм». Комиссия вмешалась в эту ситуацию. Этот вопрос обсуждался на уровне Аппарата Президента страны. Мы говорили, что, во-первых, это будет иметь определенные последствия не только для самих подозреваемых, но и их родственников. Осталось мало случаев, кто из подозреваемых реально держал в руках оружие, кто был зафиксирован на видеоматериалах. Нам удалось убедить оппонентов, и с большинства подозреваемых в участии в январских событиях сняты обвинения по статье по терроризму. Среди погибших, а их по г. Алматы 84 человека из 148, в отношении этих лиц также прекращены уголовные дела по реабилитирующим основаниям. По остальным подозреваемым и обвиняемым мы также ведем определенную работу, когда собираемся еженедельно в прокуратуре города. Эти моменты обсуждаем. Смотрим материалы дела, видеофиксацию, какие есть факты и доказательства. Сами понимаете, эти материалы распространять не имеем права. Это противоречит ст. 201 УПК РК. В основном уголовные дела рассматриваются в судах. Родственники обращаются к нам за адвокатской помощью. Конечно, будем сопровождать их, ведь у многих нет средств нанять хорошего адвоката.

– Какую-то помощь оказывают власти комиссии «Аманат»?

– Да, до этого времени мы располагались в холле гостиницы, что создавало определенные трудности с приемом граждан. Люди не могут найти нас. Телефоны не умолкают. Я письменно обратился к акиму г. Алматы Е. Досаеву, который пошел нам навстречу и предоставил во временное пользование офис, что расположен по ул. Бухар жырау, 33. Благодаря такой поддержке, у нас созданы все условия, есть телефон, и комиссия может работать в полную силу. По крайней мере, до конца года. Об этом мы известили общественность на пресс-конференции.

– Что Вы можете сказать по поводу амнистии, которую инициировал Президент Казахстана? Какие задачи намерены решать в этом плане?

– Мы намерены работать по двум направлениям. Это наше предложение, ни с кем из госорганов пока еще не согласовано. Считаем, что в отношении участников, оправданных судом, других лиц и погибших, в отношении которых прекращены уголовные дела, должны быть определенные компенсации. В действующем законодательстве такие нормы не урегулированы. Да, родственники этих категорий лиц вправе обратиться в суд в гражданском порядке и потребовать от государства сумму возмещения материального ущерба. Во-первых, это очень долгий процесс. Во-вторых, такие события впервые происходили в Казахстане. Поэтому нет юридической практики рассмотрения таких дел в судах. Здесь необходимо пояснить, что очень многие граждане финансово несостоятельные. Приведу такой пример. Женщина по имени Айгерим, фамилию называть не буду, осталась вдовой с тремя детьми. Семья жила на съемной квартире. Мужа убили во время январских событий. В последующем уголовное дело в отношении мужа прекратили из-за смерти. У женщины возникли материальные трудности. Муж был единственным кормильцем семьи. Теперь обращается к нам, в комиссию. Мы стараемся помочь этой женщине. Просим акимат, хотя мы должны оказывать только юридическую помочь. Однако, вынуждены заниматься и такими делами. В случае с Айгерим акимат помогает по мере возможности, но, работники госорганов тоже опасаются последствий. На каком основании, говорят, акимат будет выделять квартиры? Один раз поможем, другой, но, бесконечно продолжаться это не может. Поэтому возникли определенные сложности. Мы предлагаем разработать нормативный акт именно по январским событиям, чтобы везде была одинаковая практика социальной помощи такой категории граждан. Скажем, в одной области выделили потерпевшим определенную сумму. Об этом услышали люди и требуют такую же сумму. Допустим, здесь в Алматы. И теперь возникла такая неразбериха. Поэтому считаем важным, чтобы в отношении тех граждан-участников, по которым прекращены уголовные дела, предоставлялся определенный статус. Разработать такой нормативный акт, чтобы местные исполнительные органы, не оглядываясь, могли спокойно оказывать финансовую помощь. Не может бедная вдова Айгерим месяцами ходить по судам. У нее просто нет такой финансовой возможности. Ей не завтра-послезавтра, а сегодня необходима финансовая помощь. Поэтому комиссия «Аманат» решила по компенсациям работать с такими гражданами. Второй блок по амнистии. Первоначально это было наше предложение амнистировать граждан, которые случайно или невольно оказались под следствием. Мы официально обратились в аппарат Президента страны. Нас пригласили, выслушали внимательно. После неоднократных встреч, где обсуждали детали амнистии, наше предложение было поддержано. 1 сентября Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу дал поручение амнистировать определенных лиц-участников январских событий, тем самым проявив акт гуманности и милосердия. Вы знаете, сейчас разрабатывается законопроект об амнистии. Мы принимаем активное участие в этой работе. В первой декаде проект закона должен попасть в Мажилис Парламента. Будем дальше работать уже с депутатами. Стоит сказать о самом законопроекте. Там есть определенные пункты статей, с которыми мы не согласны. Представители Генпрокуратуры предлагают свою версию, другие министерства – свою, обычно такие рабочие моменты возникают всегда. После принятия данного законопроекта об амнистии Парламентом страны мы конкретно будем работать по нему. Нас поддерживает республиканская коллегия адвокатов, Союз адвокатов Казахстана, Алматинская городская коллегия адвокатов. Будем так же продолжать работать с адвокатским сообществом, оказывая юридическую помощь всем, кто в этом нуждается.

– Спасибо за беседу! Желаем успехов в Вашей деятельности!

Записал Сая ИССА

Су тасқынынан кейін қазақстандық 202 отбасы қираған баспанасының орнына тұрғын үй мен пәтер алды

ҚР Үкіметі Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың тапсырмасы бойынша биылғы...

202 казахстанские семьи получили дома и квартиры взамен разрушенного жилья после паводков

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительство РК продолжает...

Правительство выделило из резерва более 2,4 млрд тенге на капитальный ремонт теплосетей Риддера

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева Правительство продолжает проводить...

Үкімет Риддердің жылу желілерін күрделі жөндеуге резервтен 2,4 млрд теңгеден астам қаражат бөлді

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың тапсырмасы бойынша Үкімет еліміздің жылумен...

КӘСІПКЕРЛІККЕ ҚОЛДАУ КӨП

Жұмыс сапарымен Ақмола облысында болған Премьер-Министр Олжас Бектенов әуелі...