За годы независимости Казахстан достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов лиц, находящихся в орбите уголовного судопроизводства, в том числе и лиц, подвергшихся уголовному преследованию.
Государство уделяет большое внимание вопросам равенства сторон в уголовном процессе и инициирует объективную, реальную, правовую политику. Равенство сторон в уголовном процессе, доказывание виновности либо непричастности лица всеми законными методами и средствами оказывает огромное положительное влияние на все общество и является показателем прогресса человечества в целом. Закон Республики Казахстан «О присяжных заседателях» был принят 16 января 2006 года и вступил в законную силу с первого января 2007 года. Участие в обсуждении и вынесении вердикта профессионального судьи, по мнению многих правозащитников, подразумевало возможность оказания влияния на присяжных заседателей со стороны судей, что в свою очередь могло отразиться на вынесенном вердикте. В ходе реализации данного закона имели место споры касательно состава суда присяжных. В итоге был принят Закон РК от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы», согласно которому состав суда с участием присяжных заседателей определен в количестве десяти присяжных заседателей и одного судьи. Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с участием присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве, определяет правовой статус, гарантии независимости, правовые, экономические и организационные основы обеспечения деятельности присяжных заседателей. Присяжный заседатель наделен полномочиями по участию в осуществлении правосудия по уголовному делу в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом. Присяжные заседатели обладают равным статусом. В целях обеспечения участия граждан республики в процессе отбора присяжных заседателей местными исполнительными органами ежегодно производится отбор кандидатов в присяжные заседатели, составляются первичные, единые и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. Присяжным заседателем может быть гражданин РК, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном законом, и принявший присягу. Кандидат в присяжные заседатели – гражданин, включенный в списки для последующего участия в процедуре отбора в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Список присяжных заседателей местным исполнительным органом по представлению председателя областного суда составляется ежегодно и подразделяется на единый и запасной. На основании предварительного первичного списка кандидатов в присяжные заседатели местный исполнительный орган составляет первичный список кандидатов. В соответствии со ст. 10 Закона «О присяжных заседателях», в списки кандидатов не включаются лица, не достигшие к моменту составления списков возраста двадцати пяти лет; имеющие непогашенную либо неснятую судимость; признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Также в данные списки не включаются судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов; лица, состоящие на учете в организациях здравоохранения по поводу психических, поведенческих расстройств (заболеваний), в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ. Какие-либо ограничения на включение граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам не допускаются. Единый и запасной списки публикуются в местной печати для сведения населения. Граждане, должностные лица обязаны предоставить в местные исполнительные органы по их запросу информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей не более одного раза в течение календарного года на все время рассмотрения уголовного дела. Присяжным заседателям выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи, рассматривающего дело, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде. После вынесения постановления о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, обеспечивается их явка в суд. Производится их случайная выборка из единого и случайного списка (годового). Составляется список с указанием данных присяжных. По завершению выборки, кандидатам не позднее семи суток до начала судебного заседания вручается извещение с указанием даты, времени и места прибытия в суд. Граждане, получившие извещения обязаны явиться. Суд постановляет об открытии судебного заседания и выполняет все требования до этапа начала судебного следствия, что регламентировано ст. 639 УПК. Отбор присяжных заседателей из числа кандидатов осуществляется в закрытом судебном заседании, путем освобождения председательствующим кандидатов в присяжные заседатели от участия в рассмотрении дела; разрешения вопросов о самоотводе и об отводе, а также немотивированного отвода кандидатов. Секретарь судебного заседания выписывает билеты на каждого присяжного заседателя с указанием его фамилии. После, председательствующий перед кандидатами в присяжные заседатели произносит краткое выступление, в котором представляется им и представляет стороны; сообщает, какое дело рассматривается; разъясняет задачи и порядок их участия в рассмотрении дела в соответствии с законом. Если в суд явилось менее 25 кандидатов или их осталось менее 17 после отбора, председательствующий дает распоряжения секретарю заседания об их пополнении из списка кандидатов. В этом случае объявляется перерыв для вызова запасных кандидатов. Из списков кандидатов в присяжные заседатели председательствующим единолично исключаются подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу; лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности. Председательствующим без обсуждения с участниками процесса могут быть освобождены присяжные заседатели по их устному или письменному заявлению: лица старше шестидесяти пяти лет; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия; лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.) и иные лица, которые по объективным причинам не могут быть присяжным заседателем (предвзятое мнение, знание дела не из процессуальных источников и т.д.). Председательствующий заслушивает мнение присяжных заседателей о самоотводе. Согласно ст. 642 УПК, каждому кандидату в присяжные заседатели прокурором, потерпевшим, гражданским истцом и ответчиком, их представителями, подсудимым и его защитником должен быть заявлен отвод в случаях, если: 1) кандидат по данному делу является потерпевшим, гражданским истцом, ответчиком, вызывался либо может быть вызван в качестве свидетеля; 2) кандидат участвовал по данному делу в качестве эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, дознавателя, следователя, прокурора, защитника, законного представителя; 3) кандидат является родственником или свойственником одной из сторон, или следователя, прокурора, защитника; 4) имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что кандидат лично, прямо или косвенно заинтересован в данном деле. Заслушав мнение сторон, председательствующий удовлетворяет либо отказывает в удовлетворении отвода. Если после этих действий осталось более 17 кандидатов, председательствующий опускает в урну билеты с указанием их фамилий, перемешивает их и извлекает столько билетов, сколько необходимо, чтобы в урне осталось 17. Оставшиеся 17 билетов председательствующий передает государственному обвинителю, подсудимому и его защитнику для немотивированного отвода, в результате которого должно остаться 12 кандидатов. Если в деле участвует один подсудимый, немотивированный отвод двух кандидатов производится государственным обвинителем, а затем трех кандидатов – подсудимым и (или) его защитником в указанной очередности. Если в деле участвуют несколько подсудимых, государственный обвинитель имеет право отвести не более двух кандидатов. При этом отвод подсудимых проводится по их взаимному согласию, а в случае отсутствия такого согласия – путем разделения между ними числа отводимых кандидатов в присяжные заседатели поровну, если это возможно. В случае невозможности этого, отвод кандидатов несколькими подсудимыми должен производиться путем жеребьевки с помещением в урну билетов с фамилией всех подсудимых. Жеребьевка проводится в количестве, равном числу неотведенных кандидатов. Подсудимый имеет право отвести столько кандидатов, сколько раз билет с его фамилией был извлечен из урны председательствующим. Отказ кого-либо из подсудимых от права на отвод кандидатов не влечет ограничения прав других подсудимых отвести столько кандидатов сколько, чтобы их осталось не менее 12. Кандидатам в присяжные заседатели может быть заявлен отвод без указания мотивов путем написания на билетах с фамилией слова «отвод» скрепленный подписью. Подсудимый вправе поручить своему защитнику осуществление отвода. Если подсудимый отказался от участия в отводе, то защитник без его участия не вправе проводить эти действия. Если подсудимый отказался от отбора, то из урны билеты достают председательствующий или секретарь заседания. Билеты немотивированного отвода приобщаются к материалам дела. После проведения отбора коллегия присяжных заседателей, рассматривающая дело в суде, образуется путем жеребьевки в составе десяти присяжных заседателей основного состава и двух запасных. Доставая билеты из урны, в этой же последовательности образуется состав, по очередности оглашаются их фамилии и вносятся в протокол судебного заседания. Билеты по очередности приобщаются к материалам дела. Председательствующий предлагает основному составу занять отведенные для них места на скамье присяжных заседателей в соответствии с порядком, определенной жеребьевкой. Два запасных присяжных заседателя занимают на скамье специально отведенные для них места. В этом составе начинается рассмотрение дела в главном судебном разбирательстве. Присяжным заседателям предлагается встать с места для принесения присяги. Приносится присяга, предусмотренная ст. 646 УПК. Председательствующим разъясняются права и обязанности присяжных заседателей, после чего начинается рассмотрение дела по существу. На сегодняшний день уголовное и уголовно-процессуальное законодательство республики исходит из необходимости максимальной защиты прав и законных интересов подсудимых на основе международных требований и казахстанского законодательства. Поэтапно осуществляется модернизация норм уголовного права, направленная на совершенствование системы развития правового государства.
Лачын АЛИЕВ,
судья Специализированного
межрайонного суда по уголовным
делам Жамбылской области