Глава государства публично подписал ряд законов, принятых по итогам состоявшегося в июне 2022 года республиканского референдума о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Среди них Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года», который предусматривает внесение поправок в восемь конституционных законов.
Указанным Законом закреплены нормы, ограничивающие полномочия Главы государства однократным семилетним сроком. Кроме того, они предусматривают введение ограничений для Президента по членству в политических партиях в период президентства. Установлен запрет для близких родственников Президента занимать должности политических государственных служащих или руководителей субъектов квазигосударственного сектора, что гарантирует соблюдение принципа регулярной сменяемости и ограничивает риски монополизации власти. В соответствии с формулой «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство», укрепляется баланс полномочий и ответственности между ветвями власти, а также между центром и регионами. Глава государства отказывается от ряда полномочий в отношении местных исполнительных органов, в частности, от права отменять акты акимов областей, городов республиканского значения и столицы. При этом Президент вправе освобождать от должности акимов областей, городов республиканского значения и столицы по своему усмотрению, а также в случае выражения им недоверия соответствующими маслихатами большинством голосов от общего числа их депутатов. Президентская квота сокращается до десяти мандатов, в том числе пять депутатов Сената назначаются Президентом по предложению Ассамблеи народа Казахстана. Квота Ассамблеи народа Казахстана в Мажилисе исключается. Общее количество депутатских мест в Мажилисе уменьшится. Будет осуществлен переход к смешанной избирательной системе, которая широко распространена в международной практике. Теперь Мажилис Парламента будет формироваться как по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу – это 70 процентов или 69 депутатов, так и по одномандатным территориальным избирательным округам – 30 процентов или 29 депутатов. Маслихаты областей: по партийным спискам – 50 процентов депутатов, по одномандатным округам – также 50 процентов депутатов. Маслихаты районов будут полностью избираться по одномандатным округам. В целях повышения ответственности перед избирателями регламентирован порядок отзыва депутатов. Основанием для этого будет являться утрата доверия избирателей, в том числе, связанная с невыполнением предвыборной программы. Формирование Парламента и маслихатов по смешанной модели позволяет представительным органам лучшим образом учитывать спектр различных общественных интересов, непосредственно обеспечивает реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранными. Приняты также новые нормы, касающиеся уточнения функций Сената и Мажилиса в законотворческом процессе. С 1 января 2023 года изменяется законотворческий процесс в Парламенте. Теперь Мажилис будет принимать законы, а Сенат – одобрять их. При этом предусмотрен механизм сдержек и противовесов между Палатами. Изменения и дополнения в Конституцию РК, проекты конституционных законов, а также законы, объявленные Президентом приоритетными, будут рассматриваться на совместных заседаниях Палат. Усиливаются полномочия Парламента при назначении судей Конституционного Суда, Председателя Высшего Судебного Совета. Ранее с согласия Сената Президент назначал Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики. Теперь полномочия Сената дополнены правом согласования кандидатур на посты Председателей Конституционного Суда и Высшего Судебного Совета. Кроме того, самостоятельно, без участия другой Палаты Сенат будет назначать на должности трех судей Конституционного Суда. Данным Законом заложены нормы поэтапного внедрения выборности акимов районов и городов областного значения. Начиная с 2023 года предполагается проведение пилотных выборов, а с 2025 года – проведение прямых выборов всех акимов районов и городов областного значения. Данная реформа направлена на повышение эффективности работы исполнительных органов в регионах за счет лучшего учета интересов местного населения, привлечения на государственную службу нового поколения руководителей. Вместе с тем Закон содержит нормы по совершенствованию выборного процесса – это разрешение агитации в социальных сетях, перевод территориальных избирательных комиссий на профессиональную основу, установление предельных размеров добровольных пожертвований в избирательные фонды. Для обеспечения честности предвыборной борьбы усилены требования к финансовой прозрачности всех участников избирательной кампании. Так, обязанностью кандидата и политической партии будет являться представление в избирательную комиссию отчета об общей сумме денег и сумме добровольных пожертвований, поступивших в фонд, его источниках, и расходах на предвыборную агитацию. Кроме того, кандидат и политическая партия должны представить в избирательную комиссию информацию о средствах, направленных на предвыборную агитацию в СМИ и социальных сетях. Принятый Закон содержит также ряд норм, касающихся наделения Правительства компетенцией по принятию временных актов, имеющих силу закона, в целях оперативного реагирования на кризисные ситуации, которые вступят в силу 1 января 2023 года. В Конституционном законе «О республиканском референдуме» закреплена норма о том, что положения касательно срока полномочий Президента без права на переизбрание не могут быть предметом референдума. В целом, принятый Закон будет способствовать модернизации политической системы страны, соответствующей запросам и интересам наших граждан, развитию гражданского общества, более широкому вовлечению граждан в процесс принятия решений и, в конечном итоге, усилению эффективности государственного управления, повышению благосостояния народа и укрепит гарантии защиты прав и свобод граждан.
Владимир ВОЛКОВ,
председатель Комитета по
конституционному законодательству,
судебной системе и
правоохранительным органам
Сената Парламента РК