В прошлом году в Казахстане был принят Национальный проект «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», в рамках которого предусмотрен запуск 418 индустриальных проектов. Этот документ — своего рода «дорожная карта» для реализации программы развития промышленности страны. Как развивается эта инициатива, насколько быстро может экономика страны почувствовать отдачу от нее?
Прежде всего, нужно отметить ее амбициозность: в 2021 году регионами осуществлен запуск 91 проекта на общую сумму 914,3 млрд тенге, создано 8568 новых постоянных рабочих мест. Среди них немало важных производств, имеющих проекцию на разные сферы экономики. Например, модернизация действующего производства и строительство обогатительной фабрики на Жайремском ГОКе в Карагандинской области, давшие 381 рабочее место и выпуск до 100 тыс. тонн свинцового и до 550 тыс. тонн цинкового концентратов в год. Расширение перерабатывающих мощностей Актогайского ГОКа в ВКО дало 700 рабочих мест, а объем переработки сульфидной руды возрос с 25 до 50 млн тонн в год). Есть и производства, представляющие перерабатывающую промышленность, например, модернизация Петропавловского электротехнического завода, выпускающего электротехническое оборудование, создало 300 рабочих мест. Локализационный центр по производству сельскохозяйственной техники автокомпонентов в Костанайской области — АО «АгромашХолдинг KZ» дало работу 450 казахстанцам. В региональном разрезе больше всего рабочих мест — 1765 — было создано в Карагандинской области. Как подчеркивают в Министерстве национальной экономики РК, все эти проекты реализованы за счет собственных средств.
Национальным планом развития Казахстана до 2025 года предусмотрено увеличение экспорта несырьевых товаров и услуг до 41 млрд долларов, и среди них 29,5 млрд долларов должно прийтись на экспорт готовой продукции. Аналогичный показатель закреплен и в данном национальном проекте, в котором предусмотрены финансовые и нефинансовые меры поддержки экспорта, которые направлены на диверсификацию экспортной корзины и географии поставок. Меры покрывают весь спектр товаров обрабатывающей промышленности. И эти планы заявлены на довольно позитивном фоне: в прошлом году количество товаров обрабатывающей промышленности с объемом экспорта более одного миллиона долларов достигло 308, тогда как в 2020 году данный показатель был равен 284. Показатель вдвойне значимый, если помнить, что достигнут он в тяжелый для экономики период пандемии. Согласно оценкам экспертов Министерства национальной экономики Республики Казахстан, в среднесрочной перспективе ожидается значительный прирост экспорта пищевой промышленности, металлургии и химической промышленности. При этом увеличение экспортной выручки будет не только за счет наращивания натуральных объемов поставок, но и за счет ускоренного роста мировых цен на продовольствие, удобрения и металлы.
Интересным направлением может стать рост экспорта услуг. В этом контексте обычно имеются в виду транспортный сектор и телекоммуникации, что абсолютно логично в связи с нашим географическим положением. В прошлом году экспорт услуг составил 5,81 млрд долларов, что выше показателя 2020 года на 15,1%. Но, несмотря на смягчение карантинных мер, данные показатели ниже предкоронакризисного уровня 2019 года на 26,8%. Порядка 70% экспортной корзины составляют транспортные услуги, в частности услуги по грузовым перевозкам (услуги по транспортировке трубопроводом), еще 9,2% экспорта услуг приходятся на деловые и личные поездки. Но анализ статистики показал, что потенциал у Казахстана есть в экспорте таких видов услуг, как компьютерные, финансовые, строительные.
С 2021 года АО «QazTrade» в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июля 2016 года №450 является оператором по оказанию возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров. Одним из направлений по возмещению затрат экспортеров является продвижение экспорта на внешние рынки. Значительную роль в этом отношении играет компенсация затрат в части сертификации продукции. Возмещению подлежат затраты, связанные с прохождением зарубежной сертификации, аккредитации, инспекции заявителя. Сумма возмещения может варьироваться в зависимости от классификации экспортера, субъектам крупного предпринимательства возмещается 30% от суммы, предъявленной к возмещению, среднего — 50%, малого — 60%.
Во всем мире механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) является привлекательной моделью для реализации инфраструктурных проектов. Он позволяет использовать новаторские решения частных партнеров в сфере создания высокотехнологичных и наукоемких производств. А именно технологическая модернизация, подчеркивают специалисты министерства, является одной из основных задач Нацпроекта. Поэтому вероятно, что механизм ГЧП будет широко применяться для реализации проектов в целях диверсификации экономики. Широкая линейка контрактов ГЧП позволяет государству в различных формах сотрудничать с частным партнером. Меры государственной поддержки также повышают привлекательность проектов перед инвесторами и кредиторами. «Если будет заинтересованность частного сектора в реализации Нацпроекта, мы будем только рады кооперации с бизнесом на условиях равноправного партнерства для развития общественно значимой инфраструктуры. Законодательная основа для этого имеется», — заметил один из экспертов.
Антон РОМОВ