Распространение некачественной и контрафактной продукции — серьезная проблема как для потребителей, так и товаропроизводителей. Это не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя. По прогнозам экспертов, введение в Казахстане маркировки отдельных товаров к 2025 году позволит увеличить поступления в бюджет более чем на 3 млрд тенге и станет важным фактором устойчивого роста в ряде сфер производства.
О ходе реализации в Казахстане проекта маркировки и прослеживаемости товаров в интервью рассказал председатель Комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК Арман АБЕНОВ.
-Арман Даулетович, чем вызвана необходимость введения цифровой маркировки в нашей стране? Как она отразится на развитии экономики Казахстана?
-Главная цель маркировки — защитить население от поддельной продукции и дать отпор теневому бизнесу и контрафакту.
Внедрение маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане проводится в рамках Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, которое вступило в силу 29 марта 2019 года, а также Закона РК «О регулировании торговой деятельности» от 2 апреля 2019 года.
Хочу особо отметить, что в Казахстане решение об обязательной маркировке какой-либо группы товаров может быть принято только на основании положительных итогов пилотных проектов и после обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, включая самих участников процесса маркировки.
На сегодняшний день обязательная маркировка поэтапно введена по трем категориям товаров — с 31 марта 2019 года для изделий из натурального меха, с 1 октября 2020 года для табачных изделий и с 1 ноября 2021 года для обувных товаров.
В существующих экономических условиях мы пересмотрели наши планы по срокам и целесообразности форсированного внедрения маркировки товаров. Поэтому сейчас обсуждается вопрос о введении временного моратория на расширение перечня товаров, подлежащих маркировке.
Вместе с тем сегодня доля теневой экономики в Казахстане, согласно анализу теневого рынка, находится на уровне 23,5%, и мы намерены снизить этот показатель. Эффективным решением может стать именно цифровая идентификация товаров. «Тени» станет меньше, а значит, легальный оборот вырастет. Это все напрямую отразится на качестве жизни граждан в лучшую сторону. Важно отметить и то, что контрафакт мешает развиваться добросовестным производителям и импортерам. Поэтому цифровая маркировка должна улучшить ситуацию и поддержать отечественный бизнес.
Маркировка может помочь и в решении проблем в торговле. Как показал международный опыт введения маркировки, она позволяет не только проследить жизненный цикл товара от момента производства или ввоза в страну до его конечной реализации и вывода из оборота, но также помогает увеличить поступления налогов в бюджет.
В Казахстане также есть собственный подобный успешный опыт. В 2020 году была введена маркировка табачных изделий, в результате исключено нанесение бумажных акцизных марок, что позволит сэкономить бизнесу в 2022 году более 450 млн тенге. Это серьезная поддержка бизнеса. В 2021 году отмечен рост количества маркируемого цифровым кодом товара на 219 млн пачек, или на 23,5%. На 35% вырос импорт альтернативной табачной продукции — благодаря увеличению спроса и объема декларируемой продукции. Появилась возможность внедрения «Электронного акциза» и предоставления аналитики и точных данных для бизнеса и госорганов. Планируется, что поступления в бюджет до 2025 года увеличатся более чем на 3 млрд тенге за счет внедрения маркировки и прослеживаемости.
-Как проходит процесс маркировки обуви? Какие результаты достигнуты?
-При введении маркировки обувных товаров был проведен анализ регуляторного воздействия, согласно которому общие затраты на маркировку одной пары обуви составили: для крупных продавцов 19,9 тенге, или 0,2% от средней цены обуви; средних — 49,5 тенге, или 0,5% от цены; малых — 37,3 тенге, или 0,4% от цены обуви.
С участием НПП «Атамекен», представителей отраслевого бизнеса и ассоциаций были проведены общественные слушания. Единый Оператор маркировки товаров — АО «Казахтелеком» при подготовке к обязательной маркировке провел переговоры с 45 зарубежными заводами, которые производят обувь для Казахстана. Большинство из них уже на протяжении полутора лет маркируют обувь для рынка России и готовы к аналогичным нововведениям в Казахстане.
При малых объемах товарооборота специальное оборудование и программное обеспечение для нанесения кодов на товары не требуется, производители и импортеры получают коды маркировки в информационной системе и могут распечатать их самостоятельно.
Нанести коды на товар производители и импортеры могут на заводе производителя, на производстве или складах третьих стран, из которых импортируется обувь, либо на таможенном складе до завершения таможенных процедур.
Подчеркну: с введением обязательной маркировки обуви в нашей стране официальный импорт обуви увеличился на 13 млн пар — с 37,2 до 53,1 млн пар. До введения маркировки за аналогичный период в 2018-2020 годах показатель импорта обуви варьировался в диапазоне 35-39 млн пар. Резкий скачок импорта после маркировки свидетельствует о выходе рынка из «тени», что важно для добросовестных предпринимателей, так как создает условия для честной конкуренции и говорит о росте эффективности его администрирования государственными органами. Кстати, для удобства предпринимателей им было разрешено до 1 апреля 2022 года торговать обувью, завезенной в страну до 1 ноября 2021 года, не маркируя ее.
Кроме того, поддерживая малый бизнес, 1 марта 2022 года Оператор маркировки запустил акцию по бесплатной маркировке остатков обуви. Она позволяет предпринимателям печатать коды маркировки за счет средств оператора.
При этом, несмотря на проводимую работу, в связи с многочисленными обращениями предпринимателей было принято решение о продлении сроков маркировки обуви, завезенной в Казахстан до 1 ноября 2021 года, еще на один год.
-Какие, на ваш взгляд, товары необходимо включить в перечень обязательных для маркировки?
-В первую очередь необходимо маркировать товары с высокой долей вероятности контрафакта. Важно проработать маркирование товаров широкого потребления и социально значимых товаров, качество и безопасность которых напрямую влияют на здоровье населения.
Кроме того, при рассмотрении товарных групп для введения обязательной маркировки, на мой взгляд, необходимо учитывать товарные группы, по которым у нас есть высокий потенциал экспорта в страны ЕАЭС. В этом случае маркировка позволит нам снять технический барьер в торговле в виде маркировки, введенной на территории другой страны-участницы ЕАЭС.
В 2019-2021 годах был проведен пилот проекта по маркировке лекарственных средств. По его итогам сейчас ведется подготовка к обязательной поэтапной маркировке с 1 июля этого года 90 наименований лекарственных средств, отобранных по предложению представителей индустрии. Это 1% от всего объема лекарственных средств, производимых и реализуемых в Казахстане.
Также сейчас проводится пилотная маркировка воды на заводах производителя («Минеральная вода «Арыс», «Calipso», «Tassay» и т.д.). По результатам пилота будет приниматься решение о маркировке упакованной воды.
В будущем перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, может быть расширен, но только на основании результатов анализа целесообразности и с учетом национальных интересов.
-Как отразится маркировка товаров на их конечной стоимости? Какие преимущества и риски для бизнеса несет в себе внедрение маркировки и прослеживания товаров в Казахстане?
-Международная и казахстанская практика внедрения инструментов прослеживаемости, таких как электронные счета-фактуры, виртуальный склад и других информационных систем, показала хорошие результаты. Она имела положительный эффект как на экономику государства в целом, так и на состояние добросовестных предпринимателей.
Основная проблема, с которой мы столкнулись в ходе реализации пилотных проектов, это расходы на оборудование для нанесения кодов, его монтаж на производственных линиях и в пунктах этикирования для импортных товаров, обеспечение розничных торговых точек сканерами для считывания и вывода из оборота кодов маркировки. Данные вопросы мы постоянно обсуждаем с нашим бизнес-сообществом, выработаны конкретные меры для их решения.
К примеру, Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК сообщило, что отечественные производители обуви могут подать заявку на возмещение 50% затрат на маркировку. По правилам, возмещению подлежат затраты субъектов легкой промышленности, связанные с приобретением оборудования для нанесения средств идентификации, включая программное обеспечение для маркировки обувной продукции: на закупку средств идентификации; на закупку типографических услуг по нанесению средств идентификации на стадии выпуска продукции; на перевооружение производства путем приобретения оборудования для нанесения средств идентификации или материальных носителей, включая инженерное программное обеспечение.
Для получения компенсации предпринимателям необходимо обратиться в канцелярию МИИР РК либо подать заявку через веб-портал egov.kz и веб-портал qazindustry.gov.kz. Срок оказания госуслуги — восемь рабочих дней.
Кроме того, совместно с отраслевыми государственными органами и оператором маркировки мы прорабатываем вопрос безвозмездного предоставления контрольно-идентификационных знаков на социально значимые товары.
Необходимо отметить, что маркировка товаров не будет дополнительным налогом, а, напротив, станет эффективным инструментом улучшения существующей системы налогового администрирования, позволяющим значительно расширить налогооблагаемую базу за счет товаров, выведенных из «серого» оборота. Помимо эффекта «отбеливания» рынка, маркировка товаров и их прослеживаемость позволят повысить качество и безопасность маркируемых товаров и обеспечат тем самым надлежащий уровень защиты потребителей.
-А что если не каждый предприниматель изъявляет желание маркировать товар и вести необходимую отчетность?
-Маркировка как инструмент автоматизации торговли неминуемо ведет к прозрачности в бизнесе, которая требует изменения привычных бизнес-процессов. Возьмем для примера магазин у дома, применяющий специальный налоговый режим, и у которого есть ограничения по обороту. Можно предположить, что автоматизация им не нужна и 2D-сканер покупать они не хотят. 2D-сканер — это то самое устройство на кассе, которое требуется для вывода товара из оборота. В таком случае Оператор маркировки предлагает бесплатное мобильное решение «NaqtySauda.Kassa» для малой розничной сети, способное полноценно заменить 2D-сканеры. Приложение уже было апробировано при маркировке табачных изделий и доступно для скачивания в Play Market и App Store.
Покупатель товара, в свою очередь, может убедиться в подлинности товара и проверить его качественные характеристики, скачав приложение «NaqtyOnim» и отсканировав DataMatrix код товара.
Можно с уверенностью сказать, что введение маркировки и прослеживаемости товаров окажет в целом положительный эффект на экономику Казахстана, так как создаст дополнительные условия для развития добросовестной конкуренции, позволит построить эффективную систему противодействия незаконному обороту товаров и обеспечит безопасность потребителей.
Линара САКТАГАНОВА