Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК) направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом (должностным лицом) и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа. Регулирование данных отношений устанавливается административными процедурами, а также административным судебным процессом.
Административный судебный процесс осуществляется путем устного судебного разбирательства, а также письменного разбирательства.
Для рассмотрения административного дела в письменном производстве, суд вправе в порядке подготовки дела к судебному разбирательству на стадии предварительного слушания, предложить сторонам о рассмотрении соответствующего дела в таком разбирательстве. И получив их согласие, суд вправе рассмотреть дело в указанном виде производства.
Письменное производство дает возможность рассмотреть дело без вызова сторон, упрощая процедуру ведения судебного процесса, способствуя экономию времени участников процесса и судебных издержек, связанных с производством по делу.
Таким образом, главное отличие и особенность письменного разбирательства заключается в том, что в порядке указанного производства дело рассматривается без проведения устного разбирательства.
Но суд вправе по собственному усмотрению перейти к устному разбирательству, если это необходимо для правильного разрешения дела. В случае поступления ходатайства стороны об отзыве ранее выраженного согласия, суд также переходит в устное разбирательство.
Если остановиться на сроках рассмотрения дела, следует отметить, что административное дело в письменном разбирательстве рассматривается в разумный срок, но не более чем до трех месяцев со дня предъявления иска. Но не надо путать данный институт с упрощенным производством, предусмотренным главой 21-1 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее — ГПК), когда дело рассматривается в месячный срок со дня принятия иска в производство суда.
Письменное производство в АППК дает больше положительных моментов, начиная с 3-х месячного срока рассмотрения до возможности перехода в устное производство при необходимости, и затем вернуться снова в письменное производство.
В то же время по административным делам особой сложности этот срок может быть продлен мотивированным определением суда на разумный срок, но не более чем на три месяца. Определение о продлении срока судебного разбирательства обжалованию, пересмотру по ходатайству прокурора не подлежит.
При рассмотрении дела в письменном разбирательстве суд письменно информирует участников процесса о поступлении иска, необходимости
предоставления ответчиком отзыва и документов не позднее 10 рабочих дней, а также письменно разъясняет их процессуальные права и обязанности.
При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются доказательства, представленные сторонами и истребованные по собственной инициативе, и по ним принимается решение.
Более того, после получения письменных возражений и документов, судья устанавливает дату, до которой участники процесса могут представить дополнительные ходатайства и документы, а также доказательства.
В то же время имеются свои особенности исследования доказательств в письменном виде производства. Так, например стороны административного процесса вправе оспорить относимость, допустимость и достоверность письменного доказательства, за исключением лиц, представивших такое доказательство. А суд вправе отступить от соблюдения правил, установленных в ГПК для собирания и исследования доказательств, предусмотренного для устного разбирательства, то есть для разрешения процессуального вопроса суд может назначить устное судебное заседание. И после проведения необходимого устного судебного разбирательства дальнейшее осуществление письменного производства продолжается без вынесения дополнительных определений.
Если остановиться на процедуре вынесения решения по административному делу, рассматриваемому в порядке письменного производства, то решение в таком порядке принимается с учетом правил, установленных главой 24 АППК и соответствующих существу письменного производства, и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядках. Датой вынесения решения для письменного производства является дата, указанная в решении суда (часть 3 статьи 151 АППК).
Джамбырбаева А.О., Судья Специализированного межрайонного
административного суда города Алматы