О том, как развивается в Казахстане административная юстиция, наша газета беседует с Бахытбеком БЕГАЛИЕВЫМ, председателем Специализированного межрайонного административного суда г. Алматы.
Бахытбек Бегалиев — профессионал высокого уровня, с большим опытом: в 1982 году окончил Казахский государственный университет им. С.М. Кирова, до 1990 г. работал в органах прокуратуры. Затем в судебной системе: с 1990 года — судья Алакольского района Талды-Курганской области, с 1994-го — председатель Панфиловского районного суда Талды-Курганской области, с 1995 г. — начальник управления юстиции Талды-Курганской области, с 2000 г. — судья Алматинского городского суда, с 2011 г. — председатель кассационной инстанции Западно-Казахстанского областного суда, с 2012 г. — председатель судебной коллегии по гражданским делам Западно-Казахстанского областного суда, с 2017 г. — председатель судебной коллегии по гражданским делам Павлодарского областного суда. С 28 июня 2021 г. он — председатель Специализированного межрайонного административного суда г. Алматы.
-Расскажите, пожалуйста, что такое административные суды и административная юстиция?
-В Послании Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Казахстан в новой реальности: время действий» сказано, что судебная власть, как и иные ветви власти, ответственна за общественное согласие, политическую стабильность, экономическое развитие и другие основополагающие конституционные принципы. В рамках реализации концепции «Слышащего государства» органы государственной власти и управления должны вести конструктивный диалог, своевременно реагировать на запросы граждан, а общество, в свою очередь, должно быть вовлечено в процесс принятия решений, все это сделает нашу страну сильным, стабильным и устойчиво развивающимся государством.
Создание административной юстиции имеет принципиальное значение в рамках реализации концепции «Слышащего государства» для наиболее полного обеспечения гарантий судебной защиты прав граждан и юридических лиц во взаимоотношениях с представителями власти, а также повышает дисциплину госаппарата.
Работа административных судов по рассмотрению публично-правовых споров построена на принципах, исключающих формализм, бюрократию, и рассматривают иски к госструктурам, исходя из мирового принципа административной юстиции: «презумпции виновности государственного органа».
-Каковы результаты работы СМАС Алматы за истекший период?
-За шесть месяцев 2021 года специализированные межрайонные административные суды показывают эффективность своей работы в защите прав граждан и юридических лиц. Так, в СМАС Алматы за указанный период 2021 года поступило 2392 иска. Наибольшее количество жалоб связано с действиями (бездействиями) судебных исполнителей — 1062 иска, или 44 % от всех поступивших в производство суда исков.
Статистика по другим категориям дел выглядит следующим образом: по налоговым органам — 270 исков, что составило 11,3 %; по земельным спорам —
249 исков, или 10,4 %; в сфере государственных закупок — 129 дел, или 5,4 %; в сфере государственных услуг — 92 иска, или 3,8 %. Жилищные споры дали 84 иска, или 3,5 %; в сфере архитектурной и градостроительной деятельности — 84 иска, или 3,5 %;
трудовые споры — 42 иска, или 1,8 %, и другие.
-Как видно из приведенной статистки, большинство исков связано с обжалованием действий (бездействия) судебных исполнителей. Что делается в этом направлении?
-Действительно, из числа поступивших дел по обжалованию действий судебного исполнителя в большинстве случаев истцами являются должники по исполнительному производству — 91,5 %, в 7 % исков — взыскатели, и 1,5 % исков поданы третьими лицами, не являющимися стороной исполнительного производства.
Вместе с тем наблюдается положительная тенденция к уменьшению этих исков за три последних месяца. Так, если в июле — сентябре в среднем за месяц по данной категории споров поступало 193 иска, то в октябре — декабре данный показатель составил 160 исков.
Это объясняется тем, что наш суд одним из первых в республике заключил меморандум о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам применения примирительных процедур на стадии исполнения судебных актов в рамках административного судопроизводства с Региональной палатой ЧСИ города Алматы и Департаментом юстиции города Алматы.
-Насколько эффективна работа СМАС Алматы?
-Согласно имеющимся данным, с вынесением решения окончено 767 дел, из которых 354 иска удовлетворено, а 413 исков оставлено без удовлетворения. При этом необходимо заметить, что количество вынесенных решений составило 83,1 % от общего количества оконченных дел, а процент удовлетворяемости исков — 46,2 %.
Если рассматривать данный вопрос по категориям споров, то ситуация в СМАС Алматы выглядит следующим образом: по жилищным спорам удовлетворено 75,9 % исков; по земельным спорам удовлетворено 53 % иска; по налоговым спорам удовлетворено 56,7 % исков; по спорам об обжаловании действий судебных исполнителей удовлетворено 42,2 % иска; по спорам в сфере государственных закупок — 13,5 %.
Как видно из представленных выше статистических данных, практически по всем категориям споров высокое количество удовлетворенных исков.
-Одним из трендов казахстанского правосудия является практика примирения. Допустимо ли оно в отношениях с госорганами и какова стратегия СМАС в этом направлении?
-Одной из особенностей АППК РК является примирение в публично-правовых спорах.
К примеру, из 450 возвращенных исков по заявлению истцов 193 иска отозвано в связи с примирением сторон, то есть каждый третий иск возвращается в связи с примирением. Непосредственно в ходе судебных заседаний судьями утверждены соглашения о примирении по 136 административным делам.
С целью повышения качества отправляемых примирительных процедур в суде определены судьи-примирители, что повышает качество работы в этом направлении.
-При выявлении случаев нарушений законности какие меры применяются судом?
-Судебные органы, в том числе и СМАС, выносят частные определения по имевшим место грубым нарушениям законодательства. Так, за это время судьями вынесено 81 частное определение.
Анализ показал, что наибольшее количество частных определений выносились в отношении частных судебных исполнителей — 42. Также судьями частные определения выносились: в отношении Департамента государственных доходов по городу Алматы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан — 14; в адрес прокуратуры города Алматы для принятия мер по нарушениям иных госорганов — 4; в адрес Департамента полиции г. Алматы — 6; в отношении госорганов, НАО и т.д. — 14.
-АППК РК предусмотрено денежное взыскание как мера процессуального принуждения. Как часто оно применялось?
-За шесть месяцев СМАС Алматы вынесено 33 определения о применении мер процессуального принуждения в виде денежного взыскания, из них за неисполнение запроса суда — 1; за невыполнение требований суда по своевременному участию в судебном заседании и предоставлению письменного отзыва — 29, за неисполнение решения суда — 2, а также за неподчинение распоряжениям председательствующего / несоблюдение порядка в судебном заседании — 1. Общая сумма денежных взысканий составила 1 720 150 тенге.
Например, СМАС Алматы наложил денежное взыскание на прдседателя Комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и инфраструктурного развития за необеспечение участия представителя данного госоргана в судебном заседании и непредоставление отзыва на иск.
-АППК РК нов как по форме, так и по содержанию. Как проводится информационно-разъяснительная работа и взаимодействие со средствами массовой информации?
-Работа по разъяснению положений АППК и судебной практики по административным делам, взаимодействию и сотрудничеству с государственными и иными органами проводится на постоянной основе.
Ведется активная работа по разъяснению норм АППК в социальных сетях (Facebook, Instagram): опубликовано более 300 постов на аккаунтах суда в социальных сетях, 37 статей в СМИ, проведено 15 круглых столов, 5 лекций для студентов вузов, выпущены видеоролики о деятельности суда. Одним словом, судьями постоянно разъясняются нормы АППК.
Аида КАРАЖИГИТОВА