Родители школьников бьют тревогу: мало того, что вынужденный переход на онлайн-обучение из-за коронавирусной пандемии ударил по качеству образования, теперь на подходе следующее новшество — переход на 12-летнее образование и изучение казахской латиницы.
Напомним, министр образования РК Асхат Аймагамбетов на расширенном заседании коллегии ведомства озвучил сроки одновременного перехода школьников на 12-летнее
образования и изучение казахской латиницы.
— В целях развития среднего образования планируется с 2023 года постепенный переход на 12-летнее образование с внедрением латинской графики, — заявил глава МОН РК.
Также он сообщил, что для этого министерству необходимо провести подготовительную масштабную работу. Однако родителей не успокаивает предположительно отдаленный срок
этого нововведения. Так, Светлана Корчагина (данные изменены), мама двоих детей, обучающихся в одной из школ, расположенных в микрорайоне Тастак г. Алматы, утверждает, что
порой администрация школ, демонстрируя повышенную лояльность вышестоящему руководству, начинает неправомерно форсировать события.
— Еще до пандемии в школе, где обучаются мои дети, без согласия родителей ввели обучение по некоторым предметам на английском языке. Причем это не были предметы
по выбору, факультативы, а именно обязательные школьные дисциплины. Администрация школы объясняла это подготовкой к повсеместному трехъязычию, так сказать, проявляя
инициативу по воспитанию конкурентоспособного поколения, — рассказывает она. По мнению С. Корчагиной, не единожды конфликтовавшей с руководством школы, по такому же принципу в любой момент можно ожидать новых «инициатив» от администрации учебного заведения. В свою очередь, преподаватели в данном случае во многом поддерживают родителей. Как считает Жанна Ибраева, учитель русского языка и литературы одной из школ южной столицы, переход к 12-летнему образованию, а тем более — к латинице,
хотя и не за горами, но все же состоится очень и очень не скоро.
— Данные нововведения требуют пересмотра как учебных программ, так и всего образовательного процесса в целом. К тому же надо учесть печальный опыт обучения в период
пандемии. Сейчас, согласно постановлению главного государственного санитарного врача Казахстана, изменены ограничительные меры для общеобразовательных школ.
Разрешено в IV четверти 2020-2021 учебного года во всех регионах республики обучение в традиционном формате в городских и сельских школах с контингентом до 300 учащихся,
с численностью детей в классах не более 25 человек; индивидуальное обучение учащихся во внеурочное время в группах не более 15 человек по решению администрации организации образования. При этом мы, разумеется, помним про необходимость соблюдения масочного режима и социальной дистанции. Но, во-первых, при вхождении какого-либо
региона в «красную зону», следует ожидать усиления мер безопасности, в крайних случаях могут и полностью вернуть в режим онлайн. Во-вторых, кто даст гарантии, что во время начальных этапов перехода на латиницу в школах (пусть и через годы) не возникнет ситуация, когда мы вновь вынуждены будем вернуться на дистанционный режим работы? Сейчас,
на мой взгляд, главные задачи — компенсировать тот дефицит знаний, который образовался по различным причинам во время пандемии, и вернуть прежний уровень качества обучения, — рассуждает преподаватель.
Отметим, что и председатель правления Ассоциации «Лига потребителей Казахстана» Светлана Романовская неоднократно говорила о том, что казахстанцы недовольны качеством образования во время пандемии.
— Во время пандемии возникла проблема, связанная с качеством преподавания, с доступом к интернету. Мы обращались в Минобразования, в Министерство информации
и общественного развития, но всегда получали отписки. В Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности ответили, что наш интернет и услуги сотовой связи соответствуют стандартам качества. Но каждый казахстанец знает, насколько мы недовольны и стоимостью, и качеством того и другого. У нас огромное количество жалоб, — заявила С. Романовская. Кроме того, она напомнила о фактах, когда детям приходится выезжать на трассу, чтобы у них был сигнал связи, и в машине заниматься
уроками.
— К нам обращались малоимущие и многодетные граждане, у которых нет доступа к интернету. У некоторых по 12-15 детей, значит, им надо иметь столько же компьютеров, — отмечает эксперт. Светлана Корчагина, воспитывая двоих детей в одиночку, предлагает заняться элементарными подсчетами: сколько нужно денег, чтобы оплатить жилье, прокормится и
одеться семье из трех человек, плюс расходы на транспорт (особенно в выходные и праздничные дни, при режиме ограничения передвижения автобусов, троллейбусов и метро).
При средней зарплате — это уже немалая сумма. Но ведь расходы на образование в любом случае неизбежны, и после пандемии они возрастут.
— Когда пандемия закончится и дети вернутся в школы в полной мере, придется обращаться к услугам репетиторов, причем не по одному предмету. Иначе поступления в вуз
моему старшему сыну не видать. Да и младшую дочь хочется подтянуть. К тому же когда появится возможность безопасного перемещения, вернутся и школьные экскурсии, и развлекательные поездки. Отсюда — и дополнительные расходы. И если в этот момент над нашими детьми вновь начнут ставить эксперименты чиновники, тогда я даже не представляю, как мы будем жить, — говорит С. Корчагина. Остается надеяться, что переход к 12-летнему образованию и латинице действительно будет четко продуманным и взвешенным. Как нам и обещает министр образования.
Диас ЭМИР