С 2021 года изменилась система управления сферой образования — районные и городские отделы образования стали подконтрольными и подотчетными профильным областным управлениям. Управление и финансирование отделов образования городов и районов тоже перешло на областной уровень и областной бюджет.
О реформах заявлял министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. По его словам, новые
меры помогут сократить путь от Министерства образования и науки до каждой школы и детского
сада.
— Эффективность и качество образования во многом зависят от того, насколько правильно организована система управления образованием. То, как сегодня работают и взаимодействуют между собой районные,
городские и областные органы образования, давно вызывает нарекания со стороны экспертов. Учитывая имеющиеся недостатки, принято решение менять ситуацию — со следующего года изменится система управления сферой образования, — рассказал А. Аймагамбетов.
Еще одним новшеством станет назначение руководителей отделов образования не акимами районов и городов, а руководителями областного управления образования. При этом согласно требованиям Минобразования это должны быть кадры с практическими навыками и функционалом, люди, которые получили хороший опыт на нижестоящих руководящих должностях в той же системе образования.
По словам президента Национальной палаты образования и инноваций, политолога Мурата Абенова, важно централизовать стратегию управления сферы образования и контроль за качеством обучения.
— У нас, к сожалению, каждый регион по-разному относится к установлению стандартов образования и созданию условий, и пандемия показала, что в одной и той же стране, с одними и теми же законам и одинаковым бюджетом получилось так, что в одних районах созданы все условия технических организационных возможностей для реализации учебы в дистанционном формате, а также для обычного
формата, а другие районы игнорировали. Получается, что акимы не всегда разбираются в сфере
образования и поддерживают эту сферу нечасто, — считает М. Абенов.
По его мнению, предложения разделить Министерство образования и науки в два министерства нерационально. — Время от времени появляются идеи о создании новых министерств в сфере образования.
Я считаю, что это глупо. Когда Президент говорит об эффективном управлении, то такие предложения воспринимаются как нечто, что за пределом логики. Реализация таких идей увеличит чиновничий класс. В таком случае почему бы не создать другие министерства колледжей, детских садов и т.д.? Это не очень
рациональный подход. Реформы будут проводиться эффективнее, если произойдет централизация
стратегии и контроля за качеством. Тогда мы можем ожидать, что в любой точке страны будут равные условия для получения доступа к качественному образованию, — считает М. Абенов.
По словам политолога, автономность каждого района в образовательном уровне создает очень серьезный дисбаланс, отчего пострадают дети.
— Управление в сфере образования не ограничивается покупкой необходимых вещей, к примеру, мела или ремонтом школ. Оно включает в себя методические работы, качество обучения, подбор руководящего состава кадров, что требует профессионального подхода. Не в каждом районном акимате есть специалист, который на достаточно высоком уровне оценит работу директора школы, организацию учебно-воспитательного процесса и т.д. Автономность каждого района в образовательном уровне создает очень серьезный дисбаланс. Страдают дети, так как не могут получить доступ к качественному образованию, — рассказал М. Абенов.
Политолог считает, что с точки зрения повышения качества образования важно его не давать на откуп на районный уровень. — Когда я был во Франции, изучал опыт местного самоуправления. У них школы не
подчиняются районным властям. На этом уровне у них только детские сады, а все остальное относится к центру. Образование — это технологическая и емкая работа, в которой методика становится сложнее с каждым годом. Чтобы управлять, нужно как-то разбираться в этом. В то же время найти управленца,
менеджера в областном уровне достаточно сложно, не говоря о районном. По заявленным нововведениям Управления образования будут назначать и освобождать от должностей первых руководителей отделов образования по согласованию с Министерством. При этом сохраняются следующие компетенции акимата района: обязательное трудоустройство и обеспечение жильем детей-сирот; содействие трудоустройству выпускников; содействие обеспечению жилищно-бытовых условий молодых специалистов, прибывших
на работу в организации образования в селах; рассмотрение вопроса льготного проезда учеников на общественном транспорте.
Нагашыбек БЕКДАИР