Новые поправки в Гражданский процессуальный Кодекс Республики Казахстан направлены на улучшение качества судебного процесса.
Законом Республики Казахстан от 10 июня 2020 года внесены изменения и дополнения в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — ГПК) по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек.
Данный Закон вступил в законную силу 22 июня 2020 года.
Основная цель закона — это оптимизация судебного процесса, сделать его современным, удобным, эффективным и понятным для людей.
Так, внесены изменения в статью 15 ГПК, согласно которым суд вправе, в том числе по собственной инициативе, обсуждать со сторонами (стороной) обстоятельства дела, уточнять правовые позиции и доводы сторон, содействовать своевременному и полному сбору доказательств по делу, их исследованию, а также выполнять иные действия, направленные на достижение задач гражданского судопроизводства.
Следует отметить, что до недавнего прошлого судья не мог выйти за рамки иска. Решение основывалось только на представленных сторонами доказательствах. Процесс разрешения споров носил в значительной степени пассивный характер. Суды не имели право разрешать спор на основании доказательств, не заявленных сторонами и самостоятельно заниматься их сбором. Кроме того, если одна из сторон не могла четко изложить свои требования, то судья не мог давать соответствующие разъяснения по применению норм права и оказывать содействие в уточнении заявленных требований. У судей в этой части, как говорится, были связаны руки. Поэтому решения суда зачастую воспринимались участниками процесса как несправедливые.
Вместе с тем, для выяснения всех обстоятельств дела, имеющих существенное значение для принятия законного и справедливого решения, судья в процессуальном отношении должен быть активным и свободным, чтобы мог правильно определять пределы судебного разбирательства, какой довод или доказательство ему исследовать. Подобная практика, надо сказать, давно сложилась в судах развитых стран.
Таким образом, законом усилена процессуальная активность суда, которая в конечном итоге будет содействовать достижению истины по делу.
Одно из важных новшеств – это создание дополнительных условий для примирительных процедур без судебного разбирательства. Так, срок принятия исковых заявлений продлен до 10 рабочих дней, если стороны согласны на проведение медиации.
В рамках развития примирительных процедур предусмотрены нормы, согласно которым при обращении в суд в исковом заявлении истцы должны будут указать сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и приложить документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) таких действий.
Часть 5 статьи 34 ГПК дополнена абзацем, по которому в случае согласия обеих сторон с определенной судом подсудностью, по их письменному ходатайству передача дела из одного суда в другой производится незамедлительно после вынесения определения, что исключает излишнюю волокиту по делу и способствует скорейшему разрешению спора.
Также возросли возможности партисипативной процедуры, и теперь в ней могут участвовать не только адвокаты, но и юридические консультанты, состоящие в палатах.
Законом закреплен статус переводчика и судебного пристава.
Так, согласно статье 56-3 ГПК, судебным приставом является должностное лицо, выполняющее возложенные на него законом задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, то есть поддержание общественного порядка в зале судебного заседания, оказание содействие суду в выполнении процессуальных действий. Немалое значение имеют вопросы, связанные с охраной судей и других участников процесса. Эти полномочия также возложены теперь на судебного пристава.
Переводчик становится полноценным участником процесса, который в соответствии с частью 3 статьи 56-4 ГПК, наделяется правом задавать присутствующим при осуществлении перевода лицам вопросы для уточнения перевода; знакомиться с протоколом судебного заседания; приносить замечания на протокол в части полноты и правильности отражения перевода; отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает достаточными знаниями; получать возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в деле.
Не менее интересными являются поправки в статью 81 ГПК, по которым свидетель может быть допрошен судом в месте своего пребывания, либо с применением технических средств связи, если он вследствие болезни, старости, инвалидности, отдаленности места нахождения или других уважительных причин не в состоянии явиться в суд.
Законом предусмотрены новшества и относительно электронного протокола, дистанционного участия в процессе, использования участниками процесса электронных гаджетов и других технических средств.
Так, рассмотрение дел будет возможно в электронном формате без вызова сторон в порядке упрощенного и приказного производства. Повышен порог для дел упрощенного производства: для физических лиц — с 200 МРП до 1000 МРП, а для юридических лиц — с 700 МРП до 2000 МРП.
Внесены поправки, по которым суд не будет удаляться в совещательную комнату. Вместо совещательной комнаты вводится тайна совещания.
Так, ранее по гражданско-процессуальному кодексу при единоличном рассмотрении дела в судах первой инстанции судья обязан был удалиться в совещательную комнату. Однако на практике у участников процесса возникали вопросы, с кем совещается судья в совещательной комнате, с кем
консультируется, почему он уходит? Как следствие, это приводило к росту недоверия к суду. Не случайно, большинство судей склонилось к мнению о том, что совещательная комната — это пережиток прошлого.
Ныне после судебных прений и дачи прокурором заключения по делу суд удаляется для вынесения судебного акта и объявляет находящимся в зале судебного заседания о времени его оглашения.
Не менее важным является то, что по окончании судебного разбирательства и оглашения резолютивной части решения судья обязан разъяснять сторонам правовые последствия принятых решений, то есть объяснить, почему он пришел к тому или иному решению, порядок и сроки его обжалования, объявляет о дате изготовления решения в окончательной форме, и когда лица, участвующие в деле могут получить его копию.
Все эти новшества процессуального закона направлены на рациональное использование процессуальных средств для обеспечения своевременного и правильного разрешения дела.
Судья Щербактинского районного суда
Сәдуақас С.Ж.