12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img

За тобой пришли, сталкер…

В НАШ ЛЕКСИКОН СЛОВА «СТАЛКИНГ», «БУЛЛИНГ», «АБЪЮЗЕР» ВОШЛИ, КАК ОКАЗАЛОСЬ, НАДОЛГО, НАЙДЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, В ПРАКТИКЕ СУДОВ.

Алатауский районный суд стал в Алматы первопроходцем в рассмотрении дела по обвинению в сталкинге, вынесенному в отношении жителя мегаполиса по ст. 115-1 Уголовного кодекса Республики Казахстан «Сталкинг». Положено начало в правоприменительной практике страны – общество узнает, как работает новый закон, какие формы может принимать это опасное деяние и к каким серьезным правовым последствиям приводит систематическое преследование человека, даже без применения физического насилия. По делу проходил Е. – гражданин РК, родом из Монголии, ранее несудимый, безработный, который на протяжении длительного времени терроризировал свою бывшую супругу.

Детали дела: от угроз до бегства

История банальна. После расторжения брака мужчина объявил на бывшую супругу Ж. настоящую охоту: систематически отслеживал передвижения, вмешивался в ее частную жизнь, навязывал общение вопреки воле. Но чем больше она отвергала его, тем все больше он упорствовал в пристальном внимании к ее жизни, хотя семейные отношения давно были исчерпаны, совместное проживание прекращено. Незаконно вторгаясь в жизнь потерпевшей против ее желания, он регулярно контролировал поведение, место жительства и работы, донимал телефонными звонками. Ее беспокойство вызывали и его внезапные визиты в ее жилище. 19 января 2025 года Управление полиции г. Талдыкорган уже выносило защитное предписание сроком на 30 суток, запрещающее ему вступать в отношения с Ж. Но даже зная, что указанные ограничения обязательны, он умышленно проигнорировал их и на следующий же день снова спровоцировал конфликт. Урок не пошел впрок. 21 января 2025 года за аналогичные неправомерные действия постановлением межрайонного суда Е. был привлечен к аресту на 20 суток. 2 февраля 2026 года он вновь заявился к месту жительства Ж., устроив беспорядки. Сотрудники полиции вынесли защитное предписание, запрещающее ему общаться с Ж. Пренебрегая этим, он продолжил сталкинг, ночью влез в ее дом через окно, и угрожая ножом, оказывая психологическое давление, потребовал, чтобы она поехала с ним в Талдыкорган. Его не смутило, что в доме находился несовершеннолетний сын потерпевшей. Такие действия пагубно влияли на сложившийся образ жизни потерпевшей, вынудив изза угроз, конфликтных ситуаций постоянно обращаться в правоохранительные органы, жить дома, на работе и в общественных местах в обстановке страха и неопределенности.

Ни защитное предписание, ни привлечение к административной ответственности действия не возымели. Давление на женщину продолжалось, и она была вынуждена делать попытки скрыться от преследователя, неоднократно меняя место жительства и работы. Страх стал ее постоянным спутником. Признав мужчину виновным в совершении уголовного проступка, суд назначил ему наказание в виде 100 часов общественных работ, взыскав с него обязательный платеж в фонд компенсации потерпевшим.

Сталкинг как новый состав преступления

Если обратиться к истории вопроса, то статья о сталкинге в Уголовном кодексе РК появилась сравнительно недавно – 16 сентября 2025 года. Законодатель определил сталкинг как незаконное преследование лица, которое не связано с физическим насилием, и отнес его к категории уголовных проступков. Целью нововведения было предотвращение эскалации конфликтов: защитить потенциальных жертв от преследователей, которые еще не перешли к открытым угрозам или рукоприкладству, но уже создают невыносимые условия для жизни. Помимо Алматы, уголовные дела по новой статье были зарегистрированы осенью 2025 года в Атырауской и Павлодарской областях, в январе 2026 года свой первый приговор за преследование вынес суд в Петропавловске. 13 февраля суд №2 Кызылорды признал мужчину виновным в сталкинге и приговорил его к 25 суткам ареста. Кроме того, по гражданскому иску потерпевшей взыскана компенсация морального вреда в размере 500 тысяч тенге. Как выяснилось при рассмотрении дела, подсудимый К., несмотря на неоднократные отказы от общения со стороны потерпевшей Ж., «доставал» ее в социальных сетях, через мессенджер WhatsApp, звонил по телефону. Ей пришлось заблокировать его номер. Тогда незадачливый ухажер стал наведываться к месту жительства и работы. Такой натиск ей приходилось сдерживать с 2022 года. Это негативно отражалось на ее жизни, нарушало психологическое равновесие и личные границы. Виновный понес наказание по ст. 115-1 Уголовного кодекса.

Это не бытовой конфликт

Сегодня можно утверждать, что дошедшие до суда подобные прецеденты окажут влияние на изменение общественного сознания. СМИ процитировали комментарий начальника управления дознания Департамента полиции г. Алматы Мухамедали Сейсенулы о том, что сталкинг – это не личные разногласия и не бытовой конфликт: «Это уголовно наказуемое деяние, которое напрямую посягает на безопасность человека, его право на спокойную жизнь и неприкосновенность частной сферы». Преследования, психологическое давление и угрозы, игнорирование защитных предписаний неизбежно ведут к уголовной ответственности. Такова простая истина, которая стала реальностью. Поэтому рассмотрение дела о сталкинге не следует расценивать как просто наказание отдельно взятого нарушителя. Это сигнал всем, кто привык решать вопросы подобными способами. Новый правовой инструмент призван поставить точку в любой травле, вернуть себе право на безопасность. Частная жизнь и спокойствие граждан находятся под защитой конкретной статьи закона, хотя раньше жертвам преследования некуда было пойти, не к кому обратиться. Но борьба со сталкингом не может охватывать только мегаполисы и крупные города. Это явление имеет место и в глубинке, где устаревшие патриархальные традиции диктуют женщинам, задавленным бытом и устоями, свои правила поведения. Они могут безропотно жить под гнетом бывших мужей годами, терпеть навязчивое и грубое обращение, систематические угрозы и преследование, часто замалчивая и тем самым усугубляя проблему. Такие действия сталкеров имеют тяжелые последствия, вынуждая жертв жить, постоянно испытывая состояние страха и безысходности, менять место жительства и работы, чтобы скрываться от преследователя. То и дело обращаться в правоохранительные органы неудобно. Ұят болады. Поэтому на местах сегодня необходима разъяснительная работа о сталкинге, как последствии семейно-бытовых отношений, о преступлениях против личности, о праве на вынесение защитного предписания, привлечении к административной ответственности за его нарушение, вплоть до возбуждения уголовного дела, сделав акцент на уже имеющейся судебной практике. Донести до общества первые факты вынесения приговоров по новой статье, продемонстрировав на конкретных примерах, за какие именно действия теперь выносится наказание. Нельзя также забывать, что существует особое, более сложное измерение этого явления – школьный сталкинг. Мальчик, навязчиво преследующий одноклассницу, не воспринимается как преследователь. Привычней считать это «ухаживанием». Подобная настойчивость и попытки контроля часто романтизируются, рождая чувство безнаказанности. И на эти явления тоже необходимо обращать внимание уже со школьных лет, объясняя, что преследование – это не комплимент, а форма агрессии, следствие неумения выстраивать отношения, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям.

Признак зрелости общества

Система человеческих отношений – очень тонкая, чувствительная сфера. Явления, которые сегодня мы называем сталкингом (навязчивым преследованием), домогательствами (харрасментом) существовали всегда, но только сейчас получили не только четкое правовое определение, но и статус социальной проблемы, требующей вмешательства. Границы дозволенного раньше у нас регулировались неписаными законами: культурой, традициями, общественным мнением. Настойчивое внимание, вторжение в личное пространство, преследование – все это списывалось на бытовые разбирательства. Отсутствие четкого правового определения в прошлом не было пробелом в законах, оно скорей всего отражало уровень развития общественного сознания. Теперь мы видим, как эволюция общества неумолимо движется в сторону гуманизации и признания ценности личных границ и пространства, начинаем понимать, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается дискомфорт другого. Это значит, что мы перестали считать нормальным то, что причиняет боль. И если забота о психологическом комфорте человека и его праве на безопасность защищены законом – значит, общество взрослеет…

Асия НУРИМБЕТОВА спецкор «ЮГ»

Пять четверных прыжков в историю

ПО ИТОГАМ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ОЛИМПИАДЕ-2026 В ИТАЛИИ КАЗАХСТАНЕЦ МИХАИЛ...

Конституция слышащего государства

В ХОДЕ ОНЛАЙН-МАРАФОНА «РЕФЕРЕНДУМ–2026» СПИКЕРЫ РАЗЪЯСНИЛИ КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ КАЗАХСТАНА. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ОДНОПАЛАТНЫЙ КУРУЛТАЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ «ПРАВИЛА МИРАНДЫ», АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА ПРИ ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ И ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ «ИНТЕНСИВНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ГОРОДА» С ВОЗМОЖНОСТЬЮ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ВПЛОТЬ ДО ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ.

Меритократия – тиімді мемлекеттік аппараттың негізі

Қазіргі кезеңде Қазақстандағы мемлекеттік қызмет жүйесі терең әрі мазмұнды...

Сот жүйесінің имиджін қалыптастырудың маңызы

Сот жүйесінің имиджі құқықтық мемлекеттің тиімді қызмет етуінің негізгі...

Жаңа Конституция уақыт сұранысы

Дәл қазір елімізде жаңа Конституция жобасы жарияланып, талқылану үстінде....