В процессе осуществления жизнедеятельности граждане, организации с одной стороны и административные (государственные) органы и должностные лица, наделенные властными полномочиями с другой стороны вступают между собой в различные правоотношения, регулируемыми нормами соответствующих законодательств.
В ходе взаимодействия с административными органами и должностными лицами часто возникают конфликтные ситуации, которые могут спровоцировать административные споры.
Учитывая значительное количество вопросов, разрешение которых находится в компетенции административных органов и должностных лиц, административные дела могут касаться разнообразных сфер жизни граждан и деятельности организаций.
В суде рассматриваются административные дела по спорам относительно законности решений и действий (бездействий) административных органов и должностных лиц, вытекающих из публично-правовых отношений, то есть в сфере реализации административным органом и должностным лицом своих властно-публичных полномочий в отношении граждан и организаций.
Одной из категории дел рассматриваемых административными судами являются споры в сфере образования.
Это споры, возникающие между физическими и юридическими лицами с одной стороны и соответствующими государственными органами с другой стороны по вопросам реализации властных полномочий в процессе осуществления образовательной деятельности.
Как следует из судебной практики, по данной категории дел рассматриваются иски, связанные с обжалованием действий (бездействий) должностных лиц.
К примеру, в суд обратилась гражданка А с административным иском к государственному учреждению «Отдел образования города Караганды» оспаривая действие по прекращению рассмотрения жалобы, а так же бездействие по рассмотрению жалобы.
Судом установлено, истец обратилась с жалобой к ответчику, как вышестоящему административному органу, не согласившись с обременяющими актами, принятыми по ее заявлению, выраженными в отказе принятия несовершеннолетнего ребенка в первый класс на обучение. Ответчиком жалоба рассмотрена как обращение и принято решение о прекращении административной процедуры.
Согласно требованиям части 3 статьи 91 АППК, рассмотрение жалобы в административном (досудебном) порядке производится вышестоящим административным органом, должностным лицом.
Согласно части 1 статьи 97 АППК, жалоба рассматривается должностным лицом единолично, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, либо по решению административного органа – коллегиальным составом.
Общие правила рассмотрения жалобы отражены в статье 98 АППК, при этом орган, рассматривающий жалобу, обязан принять меры для всестороннего, полного и объективного исследования фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения жалобы.
Орган, рассматривающий жалобу, заслушивает должностное лицо, чей административный акт, административное действие (бездействие) оспаривается, участника административной процедуры в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае ответчиком была нарушена процедура рассмотрения жалобы истца, в связи с чем, решение ответчика по прекращению административной процедуры признана незаконным.
Такой формальный подход административного органа не отвечает принципам административных процедур как приоритет прав и запрет злоупотребления формальными требованиями (статьи 12, 14 АППК).
Таким образом, административные суды, будучи одним из инструментов реализации концепции «Слышащего государства», призваны защищать граждан в спорах с органами власти.
Гражданам необходимо знать, что не каждый спор с административным (государственным) органом и должностным лицом подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, а только те споры, которые вытекают из публично-правовых отношений.
Ардак НАЗАРОВ, судья Специализированного межрайонного административного суда Карагандинской области


