12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Сроки обжалования административных актов

Одним из важнейших инструментов защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в административном судопроизводстве является право на оспаривание административных актов, действий (бездействия) административных органов. Реализация данного права непосредственно связана с соблюдением процессуальных сроков, установленных Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее АППК).

Сроки обращения в суд

В соответствии с ч. 1 ст. 136 АППК, иски об оспаривании и о принуждении подаются в суд в течение одного месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу. В случае, если досудебный порядок не предусмотрен либо отсутствует орган, рассматривающий жалобы, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения его до сведения лица установленным законодательством способом (вручение, публикация, направление через электронные сервисы и др.).

Иски о совершении действия

Согласно ч. 2 ст. 136 АППК, иск о совершении действия предъявляется в течение месяца:

– со дня, когда лицу стало известно о совершении действия;

– либо со дня истечения установленного законодательством срока, в течение которого действие должно было быть совершено.

Иски о признании

Ч. 3 ст. 136 АППК предусматривает, что иски о признании подаются в течение пяти лет с момента возникновения соответствующего правоотношения.

Отдельно установлено, что требование о признании обременяющего административного акта, утратившего юридическую силу, незаконным может быть заявлено в течение трех месяцев со дня выявления нарушения прав, свобод и законных интересов.

Иски на действия (бездействие) судебного исполнителя

Ч. 4 ст. 136 АППК устанавливает десятидневный срок:

– десять рабочих дней со дня совершения действия (или отказа в действии);

– либо со дня, когда взыскателю/должнику стало известно о действии, если он не был извещен о времени и месте его совершения.

В силу ч. 5 ст. 136 АППК лицо, не участвовавшее в административной процедуре, но чьи права затрагиваются актом, вправе подать иск в течение одного месяца со дня, когда оно узнало или могло узнать о принятии акта, но не позднее одного года со дня его принятия.

Обращение после подачи административной жалобы

По ч. 6 ст. 136 АППК:

– лицо вправе обратиться в суд в течение месяца с момента вручения решения по жалобе,

– либо по истечении срока, установленного для её рассмотрения, если решение не принято.

Последствия пропуска срока

При пропуске установленного срока иск подлежит возвращению (пп.15) ч. 2 ст.  138 АППК), если судом не будет признано наличие уважительных причин.

Пропущенный срок может быть восстановлен по правилам Гражданского процессуального кодекса РК.

Причины пропуска срока выясняются судом в рамках предварительного слушания (ч. 7 ст. 136 АППК).

Важно помнить, чтосуд не восстанавливает срок по собственной инициативе – заявитель обязан подать соответствующее ходатайство и обосновать причины пропуска.

Судебная практика: уважительные причины

Практика административных судов демонстрирует следующие распространенные основания, признаваемые уважительными:

–         тяжелое заболевание, подтвержденное медицинскими документами;

–         необоснованная задержка доведения акта до сведения лица;

–         объективная невозможность обращения (командировка, чрезвычайные обстоятельства, отсутствие доступа к средствам связи и др.);

–         препятствия, созданные административным органом (например, административный акт издан на языке, которым истец не владеет, без предоставления перевода на язык, понятный заявителю, что фактически препятствовало своевременному обращению в суд и др.).

Например, специализированные межрайонные административные суды (СМАС) нередко отказывают в восстановлении срока, если установлено, что истец в период пропуска срока активно участвовал в других судебных процессах, что опровергает доводы о невозможности обращения.

Причины, которые, как правило, не признаются уважительными

Суды не считают уважительными:

–         незнание законодательства или своих прав;

–         ошибочное толкование норм права;

–         личную занятость (включая уход за детьми или самостоятельный сбор документов без надлежащих подтверждений);

–         затягивание обращения при наличии реальной возможности подать иск.

Оценка всегда носит комплексный характер – суд анализирует не только пояснения, но и поведение заявителя, в том числе:
подавал ли он иные заявления, участвовал ли в других процессах, предпринимал ли попытки защиты прав.

Соблюдение сроков обращения в административный суд является ключевой гарантией правовой определенности и стабильности административных правоотношений.

При наличии уважительных причин АППК допускает возможность восстановления пропущенного срока.

Для этого истцу необходимо:

–         своевременно заявить ходатайство;

–         подробно обосновать причины пропуска;

–         представить документальные доказательства.

Судебная практика указывает на строгую оценку уважительности причин, что требует от заявителя проявления разумной инициативы и активной правовой позиции.

Таким образом, своевременность обращения в суд и надлежащее подтверждение обстоятельств – основные условия эффективной защиты нарушенных прав в административном судопроизводстве.

Сауле КУДАБАЕВА,

судья Специализированного межрайонного

административного суда Костанайской области

Сот жүйесіндегі жасанды интеллект

Қыркүйек айында мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаев «Жасанды интеллект дәуіріндегі...

Медиация – оңтайлы шешім

            Дауларды реттеудің қолданыстағы тетіктерін жетілдірудің және азаматтардың бұзылған...

Жолдау жүктеген міндет

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың «Жасанды интеллект дәуіріндегі Қазақстан: өзекті...

Сандық технология сот жүйесінде

Мемлекет басшысы Қасым-Жомарт Тоқаевтың биылғы қыркүйек айында «Жасанды интеллект...

Сот жүйесіндегі сандық технология

Еліміздің сот жүйесі ең алғашқылардың бірі болып сандық...