В КАЗАХСТАНЕ СТАРТОВАЛА ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ. НОВШЕСТВУ ДАЛИ ГРОМКОЕ НАЗВАНИЕ: «ТРИАДА «ШКОЛА – РОДИТЕЛИ – ОБЩЕСТВО».
Сообщая об этом, директор департамента воспитательной и дополнительной работы Министерства просвещения РК Ерлан Калмаков отметил, что это станет важным направлением в сфере воспитательной работы. И еще он напомнил, что с 2023 года «во всех организациях образования работают Центры педагогической поддержки родителей, созданные в рамках воспитательной программы «Адал Азамат». Их главная задача – усилить диалог между школой и семьей, помочь родителям стать активными участниками процесса воспитания и развития ребенка. За это время вовлеченность родителей в образовательный процесс выросла в три раза. Уже в ноябре планируется проведение первого Республиканского форума родительских комитетов, который станет новой площадкой для укрепления сотрудничества и партнерства в триаде «школа – родители – общество». Министерством просвещения создана рабочая группа по подготовке пакета документов, включающего сценарии проведения общешкольных и районных собраний родительских комитетов, типовые правила их деятельности, примерные планы работы и другие методические материалы. Я не знаю, как реагировать на данное сообщение на фоне другого, которое было опубликовано 13 октября. Заместитель министра внутренних дел Санжар Адилов приводит в нем такие цифры: «139 несовершеннолетних покончили с собой за девять месяцев в Казахстане. У нас за девять месяцев совершено 432 суицида несовершеннолетними, 139 из них оконченных, то есть со смертью, 293 – попытки». Согласно анализу причин суицидов среди несовершеннолетних, проведенному в МВД, сделан вывод, что основной причиной являются ссоры внутри семьи. На основании этих данных внесено представление в Министерство просвещения и Министерство здравоохранения о том, чтобы в рамках обеспечения концепции общественной безопасности вопросы детских суицидов стали приоритетными. Вдумаемся в официальные цифры: несовершеннолетними за девять месяцев совершено 432 суицида. 139 из них оконченных, то есть со смертью, 293 – попытки. Итак, мы потеряли 139 детей. За девять месяцев. Тревожная и по сути страшная реальность. Кризисные явления, назревшие глубокие проблемы в социальной ткани общества говорят об одном – отсутствии конкретных и результативных мер и консолидированных усилий всех институтов воспитания, укрепления взаимосвязей между школой, родителями и обществом. Сколько детей еще должно погибнуть, чтобы общество повернулось лицом к их проблемам? Способна ли так называемая «трансформация родительских комитетов» стать действенным инструментом против таких сложных и многогранных явлений, как суи цидальное поведение подростков и домашнее насилие?
Родительские комитеты существуют во всех школах и классах. Издавна они решали вопросы сборов на «шторы» и на «ремонт класса», поздравление учителей с профессиональными праздниками, подарки учителям, а также организационные моменты, связанные с подготовкой учреждения к новому учебному году, проведением мероприятий, решением хозяйственных проблем. Это не секрет. Хотя согласно положению о работе родительского комитета в казахстанской системе образования данная структура определяется как контролирующий орган, действующий в тесном контакте с администрацией и другими органами общественного управления. В их функции входит создание нормальных условий для организации учебно-воспитательного процесса, организация разъяснительной работы среди родителей, укрепление связи между семьей и учебным заведением. На практике и в нынешней действительности оказалось, что для решения таких глубоких и жизненно важных социально-психологических проблем, как детские суициды и семейное насилие, этих функций явно недостаточно. Они не работают. Ясно, что социальные вызовы казахстанского общества требуют других подходов, учитывая наличие возникших психологических проблем, которые касаются внутрисемейных отношений, семейных конфликтов, буллинга. И особенно сопряженных с детскими суицидами, многофакторностью и сложностью их прогнозирования и профилактики, особенно с возрастным снижением суицидального поведения, неумения взрослых сформировать жизнестойкость и навыки совладания со стрессом, отсутствия системы поддержки семей в трудной жизненной ситуации, организация работы с теми семьями, где выявлены признаки насилия. Ведь главная беда нашего социума – семейно-бытовое насилие – это латентный процесс, в котором потерпевшими выступают в основном женщины и дети. Но при этом значительное количество случаев не фиксируется, поскольку многие жертвы предпочитают не обращаться в официальные органы. Потому что боятся или не хотят «выносить сор из избы». Новые полномочия родительских комитетов должны называть вещи своими именами, не прячась за словами «укрепить, активизировать» и т.п. Создать правовую основу для более чуткого вмешательства в кризисные ситуации семей – осторожно, точечно, тонко, не травмируя детей, чтобы не упустить признаки суицидального поведения, применив грамотные методы профилактики домашнего насилия. Это щепетильные вопросы, которые с наскоку не решить. И даже если это войдет в круг их забот, то будут ли созданы механизмы оперативного реагирования на признаки неблагополучия в семьях учащихся? Это же каждодневная работа – осуществлять социальное посредничество, вести мониторинг ситуации, оказывать первичную поддержку и направлять к специалистам в сложных случаях. И комплексная тоже, чтобы реально укреплять связи между семьей, школой и социальными службами, правоохранительными органами, центрами психологической помощи. Потребовать от каждого педагогического коллектива, учителя, в том числе и от тех учебных учреждений, где произошли трагедии, ответственно выполнять свои воспитательные функции, следить за безопасной средой, активно предотвращая и реагируя на случаи буллинга, дискриминации, других форм психологического насилия в школьной среде, которые являются факторами суицидального поведения. Добровольческий характер деятельности родительских комитетов может приводить к недостаточной профессиональной подготовке его членов в работе со сложными случаями. Поэтому нужны не общие слова, а нормативно-правовое закрепление расширенных полномочий родительских комитетов в области защиты прав детей и профилактики семейного неблагополучия. Нужны образовательные программы, включающие основы возрастной психологии, конфликтологии, распознавания признаков насилия и суицидального поведения. Иначе зачем все это затевать? Ради еще одной «галочки»? Первостепенно важным становится создание реестра служб поддержки – телефонов доверия, кризисных центров, социально-психологических служб, с которыми родительские комитеты могли бы оперативно взаимодействовать. Разработка алгоритмов действий для различных кризисных ситуаций могло бы обеспечить скоординированное реагирование, с мониторингом и оценкой эффективности деятельности трансформированных родительских комитетов и с привлечением независимых экспертов. Следует признать, что в нынешней ситуации лишь реформирования родительских комитетов для кардинального изменения ситуации явно недостаточно. Учитывая глубину проблемы, необходимо создать комплексную государственную программу, включающую совершенствование законодательства, развитие сети социально-психологических служб, внедрение образовательных программ для родителей и педагогов, изменение общественного сознания в отношении проблем психического здоровья и домашнего насилия. Только тогда трансформированные родительские комитеты могут стать важным элементом этой системы, выполняя функции раннего обнаружения проблем, первичной поддержки и связующего звена между семьей и профессиональными службами, чтобы оказывать влияние на ситуацию непосредственно в социальной среде, где возникают проблемы, что особенно ценно в контексте профилактики. Только через интеграцию усилий всех социальных институтов можно создать среду, в которой дети будут реально и прочно защищены от насилия, а подростки смогут получить своевременную помощь в сложных жизненных ситуациях, находя альтернативные пути решения проблем – вместо суицидальных действий. Взрослые должны понять, что во всем этом их прямая вина, и не отгораживаться от проблем, придумывая громкие новшества. Пора реально заняться детьми.
Асия НУРИМБЕТОВА


