12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Соотношение частных и публичных начал уголовного процесса

ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ПРОЦЕССУАЛИСТ И. ФОЙНИЦКИЙ ОТМЕЧАЛ, ЧТО ПРАВО НАКАЗАНИЯ В ЛЮБОМ ГОСУДАРСТВЕ ОЗНАЧАЕТ ПРОЯВЛЕНИЕ КАРАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В КАЖДОМ ОТДЕЛЬНОМ СЛУЧАЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, РЕАЛИЗУЕМОЕ В РАМКАХ КОНКРЕТНОГО УГОЛОВНОГО ДЕЛА. УКАЗАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ЗАКОНОМ ПРОЦЕДУРАМИ И СОСТАВЛЯЮТ СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ВЛАСТИ СУДЕБНОЙ.

Между тем результативность любой деятельности зависит от состава публичных субъектов, проводящих в жизнь установленные нормами права предписания, направленные на достижение поставленных перед ними целей и задач. Это положение в полной мере относится и к уголовному судопроизводству, поскольку именно эти участники определяют, будет ли содержание проводимой деятельности носить формальный характер либо, наоборот, послужит проводником к достижению максимального обеспечения прав и свобод любого гражданина, попавшего в сферу уголовного процесса. С этих позиций, на наш взгляд, интерес представляет соотношение частного и публичного начал уголовного судопроизводства, а именно привлечение общественности как альтернативы публичному, официальному производству, позволяющему внести в жесткую процессуальную форму принятия итоговых решений при разрешении правового спора элементы милосердия с возможностью исключения или смягчения возможных репрессий в отношении виновных в совершенном правонарушении лиц. Сравнительно-правовой анализ судопроизводства Республики Казахстан и Рес публики Узбекистан показал, что в обоих государствах, помимо официальных участников, к осуществлению правосудия привлекается и незаинтересованное гражданское население: в досудебных ста диях – это понятые (ст. 82 УПК РК и ст. 73 УПК РУзб), представители общественности (ст. 21 УПК РУзб), медиаторы (ст. 85 УПК РК), законные и иные представители (ст. ст.75, 76 УПК РК; ст. ст.59, 60 УПК Узб), а в судебных стадиях: общественные обвинители и общественные защитники (ст. 42 УПК РУзб), присяжные заседатели (раздел 14 УПК РК) и народные заседатели (ст. 30 УПК РУзб). С одной стороны, подобный подход обеспечивает распространение правовых знаний среди населения, а с другой – позволяет незаинтересованным, заслуживающим доверие гражданам принимать непосредственное участие в осуществлении правосудия путем внесения предложений, отражающим их собственное представление о виновности осужденного лица и справедливости назначенного ему наказания. Тем самым эти граждане, представляя интересы гражданского общества, создают своеобразный барьер, не позволяющий публичной власти вершить правосудие только с формальной точки предписаний закона без учета сложившихся в обществе моральных и этических предписаний. Следует также отметить, что, несмотря на общность целей и задач судопроизводства (ст. ст. 2 и 85 УПК РУзб.; ст. 8, ч. 4 ст. 38, п. 7 ч. 1 ст. 430 УПК РК) формы их достижения в обоих государствах несколько отличаются. Во-первых, в Республике Казахстан предпочтение отдается публичному производству профессиональных судей, в то время как в Республике Узбекистан к судопроизводству активно привлекаются представители гражданского общества, чье мнение в обязательном порядке учитывается при принятии органами судопроизводства итоговых решений по уголовному делу. Во-вторых, в Республике Узбекистан на всех стадиях уголовного процесса при производстве по делам несовершеннолетних предусмотрено вынесение итогового решения без решения вопроса о виновности с передачей материалов уголовного дела на рассмотрение комиссии по вопросам детей (п. 3 ч. 3 ст. 84 УПК РУзб) и тем самым реализуется идея восстановительного правосудия, не требующего обязательного судебного рассмотрения. Между тем в Республике Казахстан отказались от аналогичной процедуры (ст. 14-1 УПК КазССР. Направление материалов без возбуждения уголовного дела для применения мер общественного воздействия) и решения представителей общественности (в том числе медиаторов, представителей, законных представителей и присяжных заседателей) носят для суда лишь рекомендательный характер, поскольку итоговое решение по уголовному делу – прерогатива органов публичной власти.

С другой стороны, в Республике Казахстан предусмотрена система ускоренных производств, к числу которых закон относит: ускоренное досудебное расследование (ст. 190 УПК РК); протокольное производство по уголовным проступкам (гл. 55 УПК РК); заключение процессуального соглашения в форме сделки о признании вины (ст. 618 УПК РК); применение приказного производства (ст. 629-2 УПК РК). Указанные производства предоставляют сторонам ряд уголовно-правовых или процессуальных преимуществ, посредством которых существенно убыстряется процесс разрешения возникшего правового конфликта (в том числе и единолично судьей без проведения судебного следствия). Однако, несмотря на отличные формы реализации поставленных перед уголовным судопроизводством задач, следует признать, что и в Республике Казахстан, и в Республике Узбекистан соблюдается баланс равновесия между публичным и частным интересом, не позволяя какому-либо из них стать барьером на пути к достижению общей цели: установлению истины по делу. Полагаем, что в указанной ситуации возможно применение процессуальной адаптации норм права в виде имплементации соответствующих положений в процессуальное законодательство обоих рассматриваемых государств. К примеру, УПК Республики Узбекистан дополнить соответствующими разделами об ускоренных производствах, а УПК РК – положениями о внесудебном разрешении уголовных дел небольшой или средней тяжести в отношении лиц, впервые их совершивших. Тем самым публичный интерес государства будет проявляться в убыстрении судопроизводства посредством высвобождения судов от громоздких процедур, предшествующих принятию итоговых решений, а частный интерес будет реализовываться путем возложения на общество мер по исправлению правонарушителей без вовлечения их в судебное разбирательство, влекущего наличие судимости (если правонарушитель уверен в том, что восстановление нарушенных прав позволит ему избежать уголовного наказания, то он будет заинтересован в исполнении взятых на себя обязательств в установленный контрольный срок).

Санжар АДИЛОВ, заместитель министра
внутренних дел РК генерал-майор
полиции, к.ю.н.



Комплексный подход к воспитанию патриотизма

Патриотическое воспитание курсантов Алматинской академии МВД Республики Казахстан является...

Казахстанские юные бадминтонисты завоевали комплект медалей на Batumi Cup 2025!

Сборная Казахстана успешно выступила на международном турнире Batumi Cup...

Қазақстан жас бадминтоншылары Batumi Cup 2025 турнирінде толық медаль жиынтығын иеленді!

Қазақстан құрамасы халықаралық Batumi Cup 2025 турнирінде табысты өнер...

Дмитрий Панарин — Cameron International Challenge 2025 турнирінің күміс жүлдегері!

Қазақстандық бадминтоншы Дмитрий Панарин Камерунда өткен беделді халықаралық турнир...

Дмитрий Панарин — серебряный призёр Cameron International Challenge 2025!

Казахстанский бадминтонист Дмитрий Панарин завоевал серебряную медаль в мужской...