С НАСТУПЛЕНИЕМ ЛЕТНЕГО СЕЗОНА В КРУПНЫХ ГОРОДАХ КАЗАХСТАНА АКТИВИЗИРОВАЛИСЬ НАРУШИТЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОРЯДКА ИЛИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «САМОКАТЧИКИ», КОТОРЫЕ НЕ ТОЛЬКО ГРУБО ИГНОРИРУЮТ И НАРУШАЮТ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, НО ЕЩЕ И СОЗДАЮТ ОПАСНУЮ ОБСТАНОВКУ ДЛЯ ОБЫЧНЫХ ПЕШЕХОДОВ. НАВЕРНЯКА МНОГИЕ ВИДЕЛИ, КАК ОНИ НЕСУТСЯ ПО ПЕШЕХОДНЫМ ТРОТУАРАМ НА БЕШЕНОЙ СКОРОСТИ, А НЕКОТОРЫЕ ДАЖЕ УМУДРЯЮТСЯ СМОТРЕТЬ В ТЕЛЕФОН, ПРИ ЭТОМ НЕ ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЯ НА ОКРУЖАЮЩИХ. С НАЧАЛА ЭТОГО ГОДА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ УЖЕ БЫЛО ВЫЯВЛЕНО ОКОЛО ЧЕТЫРЕХ ТЫСЯЧ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.
Известно, что один электросамокат весит 26,18 килограмма, а при разгоне в десять раз утяжеляет свой вес. На вопрос, почему пользователи не водят самокаты в специально отведенной зоне либо на автодороге, они отвечают, что боятся быть сбитыми автомашинами. В таком случае, возникает другой вопрос: а сбивать и калечить простых пешеходов, значит, не боятся? Уже не говоря о том, что многие после завершения поездок бросают самокаты на тротуарах. О том, почему электросамокаты стали бичом современного Казахстана, что нужно сделать, чтобы в конце концов заставить нерадивых «самокатчиков» блюсти ПДД, чтобы те не представляли угрозу общественной безопасности, и как можно урегулировать данный вопрос через законодательные инициативы, нам рассказали частнопрактикующие юристы из г. Алматы Алибек ОРАЗОВ и Нағашыбек БЕКДАИР.
Алибек ОРАЗОВ:
– В апреле этого года я изучал статистику по Казахстану на предмет количества ПДД с использованием электросамокатов, мопедов и других малогабаритных ТС и был очень удивлен. Количество нарушений у нас в стране не только не уменьшается, но и растет, что говорит о тревожной статистике, поскольку при столкновении обычного пешехода и несущегося на бешеной скорости самоката, шансы получить серьезные травмы, а то и летальный исход очень велики.

Согласно официальным данным правоохранительных органов, с начала этого года в стране было зафиксировано свыше четырех тысяч нарушений ПДД и это только со стороны электросамокатчиков. Если в 2024 году у нас в стране произошло около 1 260 ДТП по вине водителей всех мелкогабаритных ТС – мопедов, велосипедов и различного рода скутеров, то около 140 из них были совершены по вине водителей электросамокатов. Таким образом, в прошлом году в результате таких нарушений пострадали 1 748 человек, в том числе 654 несовершеннолетних. 1 636 постра давших были ранены – 631 несовершеннолетний. И 112 человек, включая 23 детей, скончались. При этом, как отмечается в ст. 3 Закона РК «О дорожном движении», у нас в конце концов действуют основные принципы дорожного движения, это: 1) приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности; 2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью участников дорожного движения; 3) соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; 4) системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения. Нарушение данных принципов влечет административную и уголовную ответственность. Также не следует забывать о том, что в Казахстане Постановлением Правительства РК от 13 ноября 2014 года № 1196 были утверждены Правила дорожного движения, а с 2023 года внесены уточнения, касающиеся электросамокатов, согласно которым движение по проезжей части разрешено только лицам старше 18 лет с водительским удостоверением. Запрещено движение по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, если самокат используется как транспортное средство. Водители обязаны использовать защитный шлем (аналогично мопедам). Запрещается перевозка пассажиров, не достигших 16 лет, или находящихся в состоянии опьянения. На сегодняшний день мы можем привлекать нарушителей ПДД только по административному законодательству, если, конечно, не было летальных случаев, либо случаев, когда гражданам был нанесен серьезный вред здоровью. Согласно КоАП РК от 5 июля 2014 года № 235-V, управление электросамокатом в состоянии опьянения влечет штраф в размере 30 тысяч тенге и возможное лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет (аналогично ст. 608 КоАП для водителей ТС). Нарушение ПДД (например, движение по тротуарам или без световозвращающих элементов в темное время суток): также влечет штрафы которые варьируются в зависимости от тяжести нарушения (ст. 593, 615 КоАП). Если в ДТП с участием электросамоката виновен несовершеннолетний, ответственность несут родители (ст. 127 КоАП). При таких формах наказания я могу лишь порекомендовать гражданам быть очень внимательными и беречь себя на тротуарах. Надеюсь, в скором времени наши законодатели придумают, как бороться с этим злом и оградить людей от опасности, которую представляют для них водители электросамокатов и мопедов.
* * *

– Буквально на днях я прочитал новость на almaty. official, где говорилось о том, что в стране уже с 14 июня начала действовать новая система наказаний для пользователей электросамокатов. Как сообщили представители компании Jet, первыми, кто ощутил на себе данное новшество стали алматинцы. Теперь за неправильную парковку предусмотрены административные штрафы. Например, за первое нарушение парковки электросамоката вам будут выписаны предупреждение или штраф в сто тенге. За второе нарушение – одна тысяча тенге. За третье – три тысячи тенге. А за четвертое уже десять либо 17 тысяч тенге вплоть до административного ареста. Пока система работает в Алматы, но в ближайшее время ее внедрят в Астане и Шымкенте. Штрафовать будут еще и за езду вдвоем на одном самокате; управление в нетрезвом виде и нарушение правил движения (например, езда по проезжей части без прав и шлема). При этом с прошлого года в Казахстане действуют официальные правила для пользователей самокатов. Согласно закону они обязаны двигаться по велодорожке, либо по правому краю проезжей части, иметь водительские права, шлем и светоотражающий элемент (если темно), соблюдать скорость не более шесть км/ч на тротуаре, не перевозить пассажиров, не выезжать на перекрестки и ни в коем случае не отпускать руль во время движения. По сравнению с развитыми странами мира такие формы наказаний и сумма штрафов, конечно, смешные. Но это намного лучше, чем жить вообще без таких ограничений для нарушителей. Например, в других странах наказания за нарушения правил управления электросамокатами и борьба с ездой по тротуарам варьируются в зависимости от законодательства и уровня регулирования микромобильности. Основное внимание уделяется безопасности пешеходов, соблюдению ПДД и предотвращению аварий. В США регулирование электросамокатов осуществляется на уровне штатов и муниципалитетов, что приводит к значительным различиям в правилах и наказаниях. Езда по тротуарам часто запрещена, так как считается опасной для пешеходов. В столице Вашингтоне, округ Колумбия, езда по тротуарам разрешена, кроме центрального делового района, но с максимальной скоростью десять миль/ч (16 км/ч) и с приоритетом пешеходов. Штрафы за нарушение начинаются от 50 долларов. Лицам до 18 лет шлем необязателен для прокатных самокатов. В крупных городах (например, Лос-Анджелес, Вашингтон) полиция патрулирует районы с высоким трафиком самокатов, выписывая штрафы за езду по тротуарам или превышение скорости. Такие прокатные компании, как Bird, Lime, Spin интегрируют в свои приложения уведомления о запрете езды по тротуарам и используют геозонирование для ограничения скорости в пешеходных зонах. В странах ЕС правила для электросамокатов унифицированы частично благодаря техническому регламенту, но детали регулируются на национальном и местном уровнях. Так, в Германии электросамокаты классифицируются как маломощные транспортные средства. Езда по тротуарам и пешеходным зонам запрещена; разрешены велодорожки или проезжая часть (при отсутствии велодорожек). Максимальная скорость – 20 км/ч. Требуются страховка и наклейка, подтверждающая сертификацию. Штраф за езду по тротуарам – до сотни евро. При создании опасности для пешеходов возможна конфискация самоката или лишение права управления. В Берлине и Мюнхене используются камеры видеонаблюдения и патрули для контроля. Прокатные компании обязаны обучать пользователей через приложения, а также маркировать зоны, где езда запрещена. Во Франции с 2019 года электросамокаты регулируются Кодексом дорожного движения. Езда по тротуарам запрещена, за исключением скорости пешехода (шесть км/ч). Минимальный возраст – 12 лет, шлем обязателен для лиц до 18 лет. Штраф за езду по тротуарам – 135 евро. При повторных нарушениях или создании опасности – до 1500 евро и конфискация. Управление в состоянии опьянения влечет штраф до 4500 евро. В Испании, в Мадриде и Барселоне езда по тротуарам полностью запрещена. Самокаты должны двигаться по велодорожкам или дорогам с ограничением скорости до 30 км/ч. Максимальная скорость – 25 км/ч. Штраф за езду по тротуа рам – 100–200 евро. При аварии с пешеходом возможен арест и гражданский иск. В Барселоне полиция активно патрулирует, а городские власти ввели обязательные парковочные зоны для прокатных самокатов, чтобы не загромождать тротуары. В Канаде правила варьируются по провинциям и муниципалитетам, но езда по тротуарам часто запрещена из-за риска для пешеходов. В Онтарио (Торонто, Оттава) езда по тротуарам запрещена, разрешены велодорожки и дороги с ограничением скорости до 50 км/ч. Минимальный возраст – 16 лет, шлем обязателен для лиц до 18 лет. Штраф за езду по тротуарам – от 60 до 500 CAD в зависимости от города. При создании опасности – конфискация или административный арест. В Австралии – Новом Южном Уэльсе езда по тротуарам разрешена только в рамках пилотных программ и со скоростью не выше десяти км/ч. Основное движение – по велодорожкам или дорогам с ограничением до 50 км/ч. Шлем обязателен для всех. Штраф за езду по тротуарам с нарушением скоростного режима – от 110 AUD. При создании опасности – до 2200 AUD и конфискация. Прокатные компании используют геозонирование для отключения самокатов в запрещенных зонах. Полиция патрулирует популярные районы Сиднея и Мельбурна. В Великобритании частные электросамокаты запрещены на дорогах и тротуарах, разрешены только прокатные в рамках пилотных программ (например, в Лондоне). Езда по тротуарам полностью запрещена. Штраф за езду по тротуарам – до 300 фунтов, возможна конфискация самоката. Управление без лицензии (для частных самокатов) – до 1000 фунтов и семь штрафных баллов на водительских правах. В Лондоне полиция активно конфискует частные самокаты, используемые на тротуарах. Прокатные компании ограничивают зоны использования через GPS. Прокатные компании (Bird, Lime, Tier) используют геозонирование для автоматического снижения скорости или отключения самокатов в пешеходных зонах. Приложения информируют пользователей о запрете езды по тротуарам и требуют подтверждения правил перед арендой. В городах с высоким трафиком самокатов (Париж, Берлин, Лос-Анджелес) полиция проводит рейды и использует камеры для фиксации нарушений. Конфискация самокатов при систематических нарушениях (особенно в Великобритании и Германии). Прокатные компании и муниципалитеты проводят кампании по информированию о правилах. Например, в Калифорнии компании обязаны размещать инструкции на самокатах. В Канаде (Квебек) требуется обязательное обучение для пользователей. Штрафы варьируются от 25–200 долларов в США до 100–1500 евро в ЕС. В некоторых странах (Франция, Великобритания) возможна конфискация или лишение права управления. В случае аварий с пешеходами нарушители могут столкнуться с гражданскими исками или уголовной ответственностью. Думаю, именно такие правила и ограничения пора устанавливать и в Казахстане, иначе воевать с нарушителями ПДД на самокатах будет бесполезно.
Подготовил Виктор ПАНАЕВ