12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Определение национальности ребенка

С юридической точки зрения определение национальности, национальной принадлежности не влечет за собой каких-либо правовых последствий, поскольку национальность не может служить основанием для предоставления лицу каких-либо особых льгот, привилегий, и наоборот.

Согласно ст. 19 Конституции РК каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. В соответствии со ст. 65 Кодекса РК от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» национальность ребенка определяется национальностью его родителей. Если национальность родителей различна, она определяется по желанию ребенка в соответствии с национальной принадлежностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности или паспорта. В дальнейшем национальность ребенка по его заявлению может быть изменена только на национальность другого родителя. При различных национальностях родителей гражданин добровольно выбирает национальность по отцу или матери и в дальнейшем может изменить национальность на основании свидетельства о рождении только на национальность другого родителя (приказ МВД РК от 31 мая 2016 года № 583 «Об утверждении формы и Правил оформления, заполнения, учета, хранения, передачи, расходования, уничтожения формуляра для изготовления документов, удостоверяющих личность (кроме удостоверения беженца)»). Следует отметить, что в виде исключения разрешается изменение записи о национальности в паспортах, удостоверениях личности граждан РК, насильственно переселенных в период репрессий на территорию РК. Изменение национальности производится на основании справок о реабилитации, выдаваемых в соответствии с Законом РК от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». Споры об изменении записи о национальности в паспортах и удостоверениях личности граждан разрешаются в соответствии с законодательством РК в судебном порядке. Для изменения записи о национальности в паспортах и удостоверениях личности гражданину необходимо предоставить письменное заявление, свидетельство о рождении и в отдельных случаях справку о реабилитации. Рассматривая вопрос национальности ребенка, следует отметить, что довольно сложным на сегодня является вопрос определения и изменения национальности в случае, если родители ребенка неизвестны. На практике возникают ситуации, когда необходимо зарегистрировать рождение найденного, брошенного ребенка, сведения о родителях которого отсутствуют и не могут быть установлены. 16 апреля 2025 года вышло Нормативное постановление Конституционного Суда № 70-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 65 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье». Конституционный суд РК подчеркнул, что определение национальной принадлежности является выражением и проявлением свободы личности и непосредственно связано с правом на индивидуальность, которым ребенок обладает также с рождения. Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства (п. 1 ст. 8 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 года. Так, в соответствии с п. 1 ст. 118 Кодекса национальность ребенка, равно как принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык учитываются при устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Похожее положение содержится в ст. 20 Конвенции: при решении вопросов, связанных с уходом за ребенком, лишенным семейного окружения, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность и родной язык. Определение и последующее указание национальности может представлять значимость для граждан при получении соответствующих мер государственной поддержки (например, в случаях с кандасами, этническими казахами — иностранцами или лицами без гражданства казахской национальности), репатриации и так далее. Конституция РК не содержит условий или порядка определения, указания или изменения национальной принадлежности. Соответствующие положения об этом закреплены в Кодексе и иных нормативных правовых актах различного уровня. Конституционный суд РК считает, что ст. 65 Кодекса содержит единственный вариант определения национальности ребенка или ее изменения, который связан с национальностью родителей. Кроме того, в соответствии с п. п. 4) п. 1 ст. 7 Закона РК от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность» национальная принадлежность по желанию владельца указывается в документах, удостоверяющих личность (удостоверение личности или паспорт гражданина РК, дипломатический и служебный паспорта РК). Это правило не распространяется на свидетельство о рождении. Позиция, изложенная в Кодексе, применяется также в иных нормативных правовых актах, распространяющих свое действие не только на ребенка. Поскольку данные родителей, в том числе их национальность, фиксируются в актовой записи и свидетельстве о рождении (как правило, в начальном документе, удостоверяющем личность), то именно такие актовая запись и свидетельство о рождении являются первичными и основными документами для определения национальности ребенка и последующего указания ее в других документах, удостоверяющих его личность. При отсутствии указания национальности родителей в актовой записи и свидетельстве о рождении государственные органы, как показывает правоприменительная практика, могут отказать в указании национальности в других документах, удостоверяющих личность, равно как в изменении национальности в документах, что вынуждает граждан обращаться в суды (с заявлениями об установлении юридического факта принадлежности к национальности, установлении неправильностей записей актов гражданского состояния или с исками о внесении изменений в соответствующие документы и по другим вопросам). В судебной практике встречаются как случаи удовлетворения таких заявлений и исков, так и отказов в их удовлетворении, а также отказов в принятии заявлений как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Конституционный суд РК полагает, что п. 1 ст. 19 Конституции РК говорит о взаимосвязанных правах: праве определять и праве указывать или не указывать национальную принадлежность, понимаемую как принадлежность к определенной этнической общности. Право определять национальную принадлежность связано прежде всего с внутренней свободой человека, в то время как право указывать такую принадлежность — с потребностью внешнего выражения решения лица о своей национальности, которое может иметь для него в дальнейшем правовое значение. По смыслу данной статьи Конституции РК, определение национальности — это результат самоидентификации человека, на которой могут сказываться различные факторы: семейные и родственные связи, среда, в которой воспитывался человек, пребывание его в конкретном социокультурном окружении и другие. Данный подход согласуется с опытом других государств, в которых этническая самоидентификация также не является достаточной для решения вопросов иммиграционного характера, предоставления льгот или преимуществ лицам в контексте позитивной дискриминации и иных вопросов. Право государственных органов требовать наличия объективно подтверждаемых доказательств заявленной этнической принадлежности граждан признается и в практике международных судов. Вместе с тем Конституционный Суд РК отмечает, что ст. 65 Кодекса не учитывает различных жизненных ситуаций, когда определение и изменение национальности ребенка исключительно по национальности родителей невозможны. Так, может быть неизвестна личность родителей или могут отсутствовать документы или сведения в них, подтверждающие национальность родителей. Эта статья также не учитывает ситуаций, когда ребенок передается на воспитание в семью или воспитывается в организации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и желает принять национальность, отличающуюся от национальности родителей, в силу своего пребывания и воспитания в иной национально-культурной среде и так далее. Конституционный Суд РК обратил внимание, что ст. 65 Кодекса регулирует вопросы, связанные с национальностью только ребенка. Как показывает правоприменительная практика, исследованная в ходе конституционного производства, данная статья также применяется по аналогии и к совершеннолетним лицам. Таким образом, Конституционный суд своим постановлением признал не соответствующей Конституции РК ст. 65 Кодекса в части, не предусматривающей иные способы определения и изменения национальности ребенка в случаях, когда родители не известны или не представляется возможным установить их национальность, а также при других жизненных ситуациях, затрагивающих законные интересы гражданина. Теперь Правительство в течение шести месяцев должно внести в Мажилис Парламента проект закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РК, изложенными в указанном нормативном постановлении. Признание ст. 65 Кодекса не соответствующим Конституции РК устраняет ограничение права ребенка на самостоятельное определение своей национальности, как и иных прав и свобод, на уровне закона и подзаконных актов.

Салтанат
МАМАНОВА,
главный специалист
отдела по
праворазъяснительной
работе и оказанию
юридических услуг
Департамента юстиции
Костанайской области

МЕМОРАНДУМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

Национальный научный онкологический центр (ННОЦ) Республики Казахстан и инновационная...

В АЛМАТЫ ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМУ ХОБЛ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА

В Алматы состоялся паблик-ток, посвященный хронической обструктивной болезни легких...

Қазақстандықтар арасындағы достық байланыстар қаншалықты берік? ҚСЗИ әлеуметтік сауалнама деректерін жариялады

Айгуль Забирова, ҚСЗИ бас ғылыми қызметкері, әлеуметтану ғылымдарының докторы, профессор Қазіргі таңда...

Тәуелсіз елдің тұғыры – Конституция

Аспан астында өз алдына ту тіккен әрбір елдің ең...

« Балалар қорғау күніне орай, шағын футболдан жолдастық кездесу өтті!»

Алматы қаласы, бойынша қылмыстық-атқару жүйесі департаменті Алматы қаласы, №11...