5 июля 2024 года Главой государства подписан Конституционный закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые Конституционные законы Республии Казахстан» № 109- VIII ЗРК, согласно которому в Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» внесены изменения и дополнения о создании Кассационных судов.
Внесение изменений в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» направлено на исполнение поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». Одним из поручений является создание самостоятельной кассационной инстанции. Кассационные суды — это судебные инстанции, которые рассматривают дела по жалобам на решения нижестоящих судов, вступившие в законную силу. Основная их задача — проверка законности и обоснованности судебных решений, принятых судами первой, апелляционной инстанций и обеспечение единообразного толкования и применения законов на всей территории Казахстана. С 1 июля 2025 года в Астане начнут функционировать три самостоятельных кассационных суда, специализирующиеся на уголовных, гражданских и административных делах. Конституционным законом установлены полномочия, структура, состав, а также требования к судьям и председателям кассационных судов. Судьей кассационного суда может быть гражданин, отвечающий требованиям п. 1 ст. 29 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 18 лет или стаж работы судьей не менее восьми лет, в том числе не менее трех лет стажа работы судьей областного суда. Кандидатуры на вакантные должности председателей кассационных судов рекомендуются, как правило, из числа судей кассационного суда или лиц, имеющих стаж работы в должности судьи не менее десяти лет, в том числе не менее пяти лет стажа работы судьей областного суда. Кассационный суд рассматривает судебные дела и материалы в качестве суда кассационной инстанции; изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия нижестоящими судебными инстанциями; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Основная функция кассационных судов заключается в контроле за законностью решений, вынесенных нижестоящими судами, соблюдение процессуальных норм. Также кассационное производство нацелено на проверку законности и обоснованности судебных решений, правильное применение норм права, соответствие выводов суда нижестоящей инстанции материалам дела и установленным фактам. Кассационный суд призван исправлять судебные ошибки, включая те, которые могли возникнуть в результате неправильной оценки доказательств, неверного применения материальных норм права или нарушения процессуальных норм. Кроме того, суды кассационной инстанции должны следить за тем, чтобы законы трактовались и применялись одинаково по всей стране и могут отменить или изменить судебные акты, если они противоречат действующему законодательству или судебной практике. Кассационные суды предоставляют гражданам и юридическим лицам право на пересмотр вступивших в законную силу судебных актов. Это играет важную роль в защите прав и свобод, гарантированных Конституцией РК. Решения кассационного суда могут выявлять пробелы или несовершенства в действующем законодательстве, что может послужить основанием для внесения изменений или уточнения норм права. Кассационная жалоба подается после вступления в законную силу решения суда апелляционной инстанции. Это последняя инстанция в национальной судебной системе, куда могут обратиться стороны. Дела в кассации будут поступать в коллегию, состоящую из трех судей, без предварительного рассмотрения, по примеру апелляционной инстанции. Таким образом, Казахстан избрал «сплошную» модель кассационного производства, при которой принесение жалобы лицами, участвующими в деле, влечет возбуждение кассационного производства и рассмотрение дела судом кассационной инстанции с вызовом сторон и проведением заседания. Сроки рассмотрения дел кассационным судом не будут превышать шести месяцев. Кассационный суд будет рассматривать жалобу на основании имеющихся в деле доказательств, проверять законность и обоснованность решений, принятых ранее. Кассационный суд может оставить решение нижестоящего суда без изменения, отменить или изменить решение суда, если выявлены нарушения законодательства, направить дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. Изменения коснутся и Верховного Суда РК, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным местным и другим судам, в предусмотренных законом случаях будет рассматривать отнесенные к его подсудности судебные дела и давать разъяснения по вопросам судебной практики. Таким образом, с введением кассационных судов Верховный Суд передает полномочия по пересмотру судебных актов в кассационном порядке и будет выполнять функции по обеспечению единообразия судебной практики и принятию Нормативных постановлений. Пересмотр судебных актов в Верховном Суде будет возможен по представлению судьи данного суда, но в исключительных случаях: если судебные акты приняты местными и кассационными судами вразрез судебной практике; требуют пересмотра в интересах развития права. Кассационные суды РК созданы обеспечить справедливое правосудие и защиту прав граждан путем пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, контроль за законностью судебных актов и послужат важным звеном в укреплении доверия к судебной системе страны.
Динара ТЕГЖАНОВА,
судья районного суда №2
Казыбекбийского района
города Караганды