12 маусым - Жалпыұлттық аза тұту күні

spot_img
spot_img
spot_img
0.00₸

Корзина пуста.

Средства правового принуждения

Кодекс РК об административных правонарушениях закрепляет общий перечень мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 40 КоАП.

Согласно п. 1 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 9 апреля 2012 года №1 «О применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (далее – меры обеспечения), предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 785 КоАП, представляют собой специфические средства административно-правового принуждения. Они применяются уполномоченными должностными лицами в пределах своих полномочий в целях пресечения административного правонарушения, установления личности подозреваемого в его совершении, составления протокола об административном правонарушении, когда невозможно его составление на месте, предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф, и в случаях, когда непринятие таких мер воспрепятствует своевременному, всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются только в связи с адмправонарушением и только специально уполномоченными на это должностными лицами, указанными в статьях главы 40 КоАП. В отношении физического лица могут применяться следующие меры обеспечения производства по делу об адмправонарушении: доставление к месту составления протокола об административном правонарушении; административное задержание физлица; привод; личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физлице; досмотр транспортных средств, маломерных судов; изъятие документов, вещей и товаров; отстранение от управления транспортным средством или маломерным судном и освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения; задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства или маломерного судна; медицинское освидетельствование физлица на состояние алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения; приостановление либо запрещение деятельности или отдельных ее видов в порядке ст. 48 КоАП. В отношении юридических лиц применяются следующие меры: осмотр принадлежащих юрлицу помещений, территорий, находящихся там товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов; изъятие документов, принадлежащих юрлицу; наложение ареста или изъятие товаров, транспортных средств и иного имущества, принадлежащих юридическому лицу. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении допускается на любой стадии адмпроизводства, а также до возбуждения административного дела, что продиктовано их обеспечительным характером, к примеру, при задержании лица, совершившего правонарушение. Исключением из этого правила является личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Указанные меры могут применяться только после возбуждения дела об административном правонарушении. При этом по требованию физлица или представителя юрлица ему немедленно вручаются копии соответствующих протоколов и иных материалов, необходимых для обеспечения защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого применены меры обеспечения производства по делу. Более подробно остановимся на некоторых мерах обеспечения производства, применяемых в отношении физических лиц. Итак, доставление, то есть принудительное препровождение физлица, представителя юрлица, должностного лица, транспортного средства и других орудий совершения правонарушения в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, а также составления протокола об адмправонарушении либо вынесения защитного предписания при невозможности составить их на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. О нем составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или адмзадержании. Законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения адмзадержания. При доставлении происходит ограничение свободы физлица, однако при этом юридически он не считается задержанным. Транспорт также подлежит доставлению в подразделение органа внутренних дел, если у лица, управляющего им, не имеется при себе документов на транспортное средство (свидетельства о регистрации) и невозможно установить принадлежность транспорта конкретному лицу; если у водителя не имеется при себе документов, удостоверяющих личность, и нет свидетелей, которые могут сообщить необходимые данные о нем. В КоАП не указан конкретный срок, в течение которого должно быть произведено доставление. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия либо отсутствия транспортных средств, погодных условий. Учитывая изложенные обстоятельства, законодатель сформулировал в статье понятие «возможно короткий срок», которое подразумевает срок, достаточный для производства доставления. Указание такого срока в статье направлено на исключение фактов необоснованного длительного осуществления доставления должностными лицами. Далее, административное задержание, то есть кратковременное ограничение личной свободы физлица, представителя юрлица, должностного лица с целью пресечения правонарушения или обеспечения производства. Очень часто данная мера применяется должностными лицами для прекращения противоправных действий лица, совершившего адмправонарушение (распитие спиртных напитков либо появление в состоянии опьянения в общественном месте, совершение мелкого хулиганства, правонарушений в семейнобытовой сфере, управление транспортом в состоянии опьянения, злостное неповиновение законным требованиям сотрудников правоохранительных органов и так далее). Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер взыскания адмарест, может быть подвергнуто административному задержанию до рассмотрения дела, но не более 24 часов. Привод является мерой административнопроцессуального обеспечения и состоит в принудительном доставлении физлица с целью выполнения им процессуальных действий (реализации возложенной на него процессуальной обязанности), которые невозможно реализовать заочно (нужна непосредственность) в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела. Фактически судья, орган (должностное лицо), рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела любого физлица или иного лица, сопряженного с рассматриваемым делом (в рамках предмета и пределов доказывания). Это отвечает интересам правосудия. Определение о приводе выносится судьей, органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении. Приводу должна предшествовать проверка причин неявки (имеется ли расписка о вручении повестки, нет ли документа о болезни вызываемого). Уважительными причинами неявки лица, извещенного о вызове, признаются: болезнь, лишающая возможности лица явиться, смерть близких родственников, стихийные бедствия, иные причины, лишающие лицо возможности явиться в назначенный срок. Привод не может производиться в ночное время. Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, лица, не достигшие 18 лет, без уведомления их законного представителя, беременные женщины, а также больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что подлежит удостоверению врачами. Что касается отстранения от управления транспортным средством, судном, в том числе маломерным судном, и освидетельствование на состояние опьянения, то данная мера является комплексной и состоит из ряда самостоятельных, но в то же время связанных единой целью действий, а именно отстранение от управления и направление таких лиц на освидетельствование. Согласно п. 9 Нормативного постановления Верховного Суда РК от 9 апреля 2012 года № 1 «О применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» достаточными данными, дающими основания для применения указанной меры обеспечения, являются непосредственное выявление уполномоченным должностным лицом признаков алкогольного, наркотического, токсикоманического опьянения, а также заявления, сообщения об употреблении водителями, судоводителями алкоголя или психоактивных веществ, их признание в употреблении этих веществ. В соответствии с п.п. 4 п. 9 Главы 2 Правил дорожного движения, утвержденных Приказом Министра внутренних дел РК от 30 июня 2023 года № 534 водитель обязан проходить по требованию сотрудника органа внутренних дел освидетельствование на состояние опьянения. Освидетельствование в медицинских организациях для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения производится в любое время суток в медорганизациях врачами психиатраминаркологами или врачами профильных специальностей, а также фельдшерами, медсестрами (в сельской местности при значительной удаленности от медорганизаций объектов первичной медико-социальной помощи, не имеющих в штате врачей), прошедшими повышение квалификации по вопросам проведения наркологического освидетельствования в организациях медицинского образования и науки. Следует иметь в виду, что помимо направления на освидетельствование лицами, указанными выше по тексту, допускается проведение освидетельствования по личному обращению граждан без официального направления. При этом освидетельствуемый представляет документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о необходимости проведения медицинского освидетельствования. Результаты оформляются соответствующим актом медосвидетельствования, который выдается гражданину, а также может быть выдан (выслан) по официальному письменному запросу заинтересованных организаций. Главной основой медицинского заключения по вопросу состояния, связанного с употреблением психоактивного вещества, служат данные клинического обследования. При сомнении врача в клинической картине опьянения или несогласии освидетельствуемого с заключением освидетельствования, у освидетельствуемого производится исследование выдыхаемого воздуха и биологических сред (моча, кровь, слюна). В случае повторного медицинского освидетельствования для установления факта употребления психоактивного вещества и состояния опьянения освидетельствование осуществляется в полном объеме и в соответствии с порядком, изложенным выше, но не позднее двух часов после первичного освидетельствования. Медицинское освидетельствование в обязательном порядке оформляется в виде заключения, которое прилагается к соответствующему протоколу. При этом уклонение (отказ) лица, управляющего транспортным средством, от прохождения медосвидетельствования влечет ответственность в соответствии с законодательством РК, предусмотренное ч. 4 ст. 613 КоАП. В целом общими целями применения вышеуказанных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении являются пресечение адмправонарушения, установление личности лица, его совершившего; обеспечение своевременного и надлежащего рассмотрения дела об административном правонарушении; предотвращение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, угрозы аварии или техногенных катастроф; исполнение принятого по делу постановления.

Нуржан ОМАРОВ, председатель Специализированного суда по административным правонарушениям города Павлодара

Қазақстан Респубикасындағы жиі орын алатын өлім себептері

Қазақстандағы өлім-жітім деңгейі халықтың денсаулығының маңызды көрсеткіші болып табылады....

Основа мира и развития

Официальный визит Главы государства в Туркменистан продолжился участием в...

Черная паутина Часть вторая

(Начало в №76) На счету у организованной преступной группы, которой...

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА 

Сегодня судебная система Казахстана проходит виток новых реформ, все...

СТУДЕНЧЕСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ «DURA LEX, SED LEX»

Духовно-нравственное становление казахстанской студенческой молодежи, подготовка ее к самостоятельной...