Смерть солдата-срочника Марата Баркулова от выстрела офицера – не просто трагедия, а тревожный сигнал о кризисе в системе защиты Родины. По данным Главной военной прокуратуры, за последние три года в Казахстане погибли 270 военнослужащих, а за последние четыре года в армии зафиксировано 86 самоубийств и 20 попыток суицида. Для таких случаев используют специальный термин «небоевые потери». Причиной суицида в большинстве случаев стали личные, семейные либо материальные проблемы.
В своем депутатском запросе к Министру обороны Республики Казахстан мажилисмен Нартай Сарсенгалиев затронул вопрос участившихся трагических случаев в Вооруженных Силах страны. – Военная подготовка начинается не в военной форме, а в пеленках, – процитировал мажилисмен героя Бауыржана Момышұлы, намекая на то, что истоки этих трагедий кроются в недостатках воспитания и системы подготовки молодых людей к армейской службе. – Известно, что зашить рану нельзя, просто наложив заплатку, и этому подтверждение – то, что в мирное время наши солдаты получают различные телесные повреждения, некоторые даже погибают. И это не единичные случаи, а повторяющиеся, – подчеркнул он. Депутат привел конкретные примеры: в августе 2023 года в одной из воинских частей командир ударил новобранца стулом, в результате чего тот получил травмы, но дело было закрыто после «соглашения сторон»; в июне 2024 года в воинской части Жамбылской области новобранец, прослуживший всего месяц, попал в реанимацию в бессознательном состоянии; боец Национальной гвардии Ербаян Мухтар уже пять месяцев находится в коме после полученной травмы головы, когда якобы «упал в туалете». В свою очередь, председатель Республиканского общественного объединения «Совет генералов РК» Бексултан Сарсеков считает, что трагедия с Маратом Баркуловым – лишнее доказательство того, что Вооруженные силы страны нуждаются в тотальном оздоровлении. – Это большая трагедия и полная безалаберность офицера. В этом случае он несет полную ответственность. Жаль, конечно, потеряли солдата. И это на фоне того, что в обществе бытует мнение, что в армии происходит разное, – говорит Б. Сарсеков.
По его мнению, в данном случае, скорее всего, имела место неосторожность и безответственность старшего по званию. – Не думаю, что здесь умышленное убийство. Скорее всего, он (офицер) решил проверить свое оружие. Но это должно происходить в караульной комнате. Там, где есть пулевылавливатель, и люди, вооружающиеся и разоружающиеся, когда заходят туда, проверяют, не осталось ли патрона в патроннике, – объясняет генерал-лейтенант. Родители погибшего Марата Баркулова теперь требуют, чтобы понесли ответственность не только непосредственные командиры, но и вышестоящие должностные лица, вплоть до министра обороны. – В некоторых семьях действительно в армию отправляют единственного сына и надеются, что он вернется живым. И нужно сделать так, чтобы он не просто вернулся живым – он должен вернуться закаленным, готовым к испытаниям, а не просто отбыл год, – сетует Бексултан Сарсеков. Увы, статистика небоевых потерь в Вооруженных Силах Казахстана говорит сама за себя – армия нуждается в кардинальном реформировании системы подготовки и воспитания военнослужащих, усилении контроля за соблюдением дисциплины и безопасности. Иначе трагедии вроде той, что произошла с Маратом Баркуловым, будут повторяться вновь и вновь.
Амир КАИРГЕЛЬДЫ