(на примере кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического факультета КазНУ имени аль-Фараби)
Формирование корпуса конкурентоспособных специалистов с современным элитным высшим образованием, ориентированных на решение проблем интенсивного развития важнейших направлений экономики, науки и общественной жизни страны является основной миссией Казахского Национального университета имени аль-Фараби.
КазНУ в недалеком будущем несомненно будет представлять собой современный вуз мирового уровня, являющийся лидером и методическим центром развития системы высшего образования Казахстана, обладающий эффективной системой корпоративного менеджмента всех направлений своей деятельности, умело использующий и импортирующий самые передовые методы и технологии, готовящий конкурентоспособных на мировом уровне специалистов с фундаментальным высшим образованием, развивающий на высоком уровне научные исследования и разработки, эффективно реализуя их результаты в экономике и обществе [1].
Духовно-нравственное становление казахстанской студенческой молодежи, подготовка ее к самостоятельной профессиональной деятельности есть важнейшая составляющая развития нашего государства. Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования.
Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие проблем, связанных с их воспитательными функциями.
Вместе с тем, рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности студентов, оказать им помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Стратегия воспитательной работы в Казахском национальном университете имени аль-Фараби ориентирована на активное участие вуза в процессе становления личности студента. Воспитание должно стоять не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Основными факторами воспитания в вузе должны стать, во-первых, организация самой вузовской среды и, во-вторых, стимулирование самоуправления студентов как в сфере учебы и научной деятельности, так и в организации досуга.
Задачи университета заключаются в целевой направленности на обеспечение высокого качества гуманитарно-профессиональной составляющей в содержании образования, речь идет о формировании личности специалиста, обладающего высокой общей и профессиональной культурой. В этом смысле назначение КазНУ им. аль-Фараби — воспитание высокоразвитых личностей, способных войти в казахстанскую элиту, являющихся одновременно конкурентоспособными специалистами в определенно профессиональной отрасли.
С этой целью на кафедре уголовного права, уголовного процесса и криминалистики юридического факультета КазНУ им. Аль-Фараби в 2012 году были образованы студенческие научные клубы: «Әділет», «Шапағат», «Медиатор», «Елтутқа», «Адвокат», «Заңгер», «Эксперт-криминалист». Научный клубы кафедры — объединение, созданное по инициативе студентов и представителей профессорско-преподавательского состава юридического факультета, объединившихся для реализации общих целей и задач.
Необходимо отметить, что долгое время объединяющим началом в деле организации досуга отечественной молодежи в 70-80-е годы служил комсомол — молодежная организация, официально разрешенная и поддерживаемая коммунистической партией. В связи с известными политическими событиями данная организация распалась, при этом не было предложено достойной альтернативы. На фоне полной деидеологизации возникали группы металлистов, панков, «системных ребят», брейкеров, пацифистов и др. Однако данные течения зачастую трансформировались в довольно нелепые формы: достигнув максимума, их активность постепенно спадала, сопровождаясь значительным уменьшением численности оставшихся. Данное явление еще раз подтверждает тот факт, что учебное заведение по-прежнему остается одним из основных институтов социального воспитания молодежи. И, соответственно, идея организации свободного времени в контексте воспитательной работы учебного заведения представляется нам крайне актуальной. При этом роль клубных студенческих объединений в деле социального воспитания и социального становления молодежи трудно переоценить.
В зарубежной литературе проблема клубных объединений высшей школы как фактора социального воспитания личности рассматривается в более широком контексте, — с точки зрения влияния всей системы внеаудиторной или внеучебной деятельности на социализацию студентов. Не вызывает сомнения тот факт, что для профессионализации студентов решающее значение имеет их учебная или, в западной терминологии, аудиторная деятельность (curricular activity). В то же время зарубежные исследователи обращают внимание на то, что внеаудиторная деятельность студентов (extracurricular activity) оказывает на их жизнь не меньшее воздействие, чем обычные учебные курсы. В связи с тем, что ft «образовательный опыт студентов складывается как из аудиторных, так и внеаудиторных действии, стратегическое использование обеих сред (аудиторной и. внеаудиторной) является решающим условием для оптимального обучения и развития студентов», — считает Кэрролл Глиффин, научный сотрудник Мэрилендского университета США [2]. Таким образом, в зарубежной литературе обусловленность постановки проблемы влияния внеаудиторной деятельности, студенческих клубов, в частности, на социальное воспитание студентов определяется результатами социологических и педагогических исследований в данной области. Поскольку клубная деятельность студентов представляет неотъемлемую часть внеаудиторной деятельности, соответственно студенческие клубы выступают важным компонентом социального воспитания студенчества[3].
Основной целью деятельности клубов является создание благоприятных условий для участия студентов юридического факультета в научно-исследовательской деятельности в области уголовного судопроизводства, судебной системы РК, правоохранительных органов, наработка у студентов профессиональных навыков решения прикладных задач.
Клубы ставят перед собой целью приоритетное развитие исследований, как основы для создания новых знаний, становления и развития научной школы, привлечение к участию работы студенческого научного кружка одаренных студентов и научных кадров высокой квалификации.
Для достижения указанных целей, клубы ставят перед собой задачи пропаганды и популяризации научной деятельности в студенческой среде, развитие аналитического мышления и навыков использования различных нормативно-правовых актов.
Показателями эффективной работы Клубов служат то, что ежегодно количество подготовленных научных работ для участия в конкурсах и олимпиадах и в других мероприятиях научного характера — конференциях, конкурсах студенческих научно-исследовательских работ, предметных олимпиадах, брейн-ринг, деловых играх превышает более пятидесяти работ, среди которых немало призовых мест.
Современная жизнь предъявляет новые требования к выпускнику вуза, будущему специалисту (компетенции, личностные качества, образовательный уровень). Помимо передачи знаний и умений как одной из основных функций высшего образования, необходимо воспитывать еще и профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, необходимых для осуществления профессиональных компетенций.
Это особенно актуально тогда, когда речь идет о подготовке юристов в рамках высшей школы. Профессиональная деятельность юриста содержит в себе огромный моральный потенциал, так как, являясь представителем государственной власти, юрист призван осуществлять свои профессиональные компетенции, непосредственно затрагивая права и интересы людей. Каждый день сталкиваясь с ситуациями морального выбора, будущему юристу необходимо обладать помимо профессиональных знаний и умений, такими личностными качествами, в опоре на которые он оказался бы способным справляться с возникающими в его работе трудностями. Такими качествами являются совесть, справедливость и ответственность, образуя собой единое целостное образование – триаду. Они являются «ядром» нравственной сущности личности и специалиста-юриста.
Задача руководителя клуба, как воспитателя – создать условия осознанного выбора молодым человеком общечеловеческих нравственных ценностей и обеспечить становление на их основе устойчивой, непротиворечивой индивидуальной системы ценностных отношений, способной обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию ее поведения и деятельности.
Сегодняшняя, кардинальным образом изменившаяся за последние годы социальная среда, предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции любого работника. Но особенно это касается юридической профессии, поскольку основой, экономической сердцевиной возникающего на наших глазах общества являются правовые отношения, которые регулируются определенными законами и правовыми процедурами, обязательными для всех и составляющими «костяк» демократического общества.
Однако именно профессиональная подготовка юристов, при безусловной острой востребованности таких специалистов обществом, вызывает сегодня много нареканий. Новоиспеченный юрист, только-только вышедший из лона своей «альма-матер», зачастую не может применить на практике свои теоретические знания, а порой обнаруживает и свою полную беспомощность при столкновении с реальной жизненной ситуацией, потребовавшей его профессионального вмешательства.
И как верно указывает В.И.Трегубов, изменения, происходящие во всех сферах жизни, привели к тому, что в обществе формируется новый подход к образовательной системе и воспитанию студенческой молодежи. Современная технология воспитательной и образовательной деятельности предъявляет более высокие, чем 10 – 15 лет назад, требования к студентам вузов, как гуманитарных, так и технических [4].
Воспитание студенческой молодежи осложняется противоречивостью современной ситуации. С одной стороны, студент во все большей степени становится суверенным как личность. Он способен выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. С другой стороны, воспитание студенчества проходит в крайне сложных условиях. Наиболее существенной проблемой, ухудшающей настроение и психологическую атмосферу в студенческой среде, сегодня являются социально-экономические условия и обстоятельства бытия, где одна из самых острых – проблема социального неравенства населения.
Происходит переориентация нравственного сознания у некоторой части студентов, т.е. отказ от ранее принятых в обществе нравственных ценностей и освоение новых, которые еще до конца не сложились.
Анализ теоретических источников и реальной практики показывает, что одним из главных препятствий, мешающих молодому человеку влиться в вузовский коллектив и получить необходимый уровень знаний, является неумение понять другого, неспособность общаться с людьми, что свойственно большинству студентов технических вузов. Студент технического вуза отличается от студента гуманитарного тем, что для последнего воспитывающей является сама специфика учебно-воспитательного процесса. В техническом же вузе необходимо создать условия для того, чтобы личность развивалась и совершенствовалась. Поэтому в период обучения, когда закладываются основы овладения профессией, важно научить будущих специалистов технологиям самоорганизации, этическим нормам и правилам поведения, определяемым нравственными качествами. Воспитание сегодня еще не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Разрыв между системами обучения и воспитания сохраняется.
В процессе обучения в вузе могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия, особенно в университетском профессиональном образовании. Таким примером воспитания является членство и активное участие студента в работе клуба. Именно такое участие активно проявилось при организации и проведении в клубах игрового судебного процесса – деловой игры, в котором принимают участие все члены клуба.
Целями проведения деловой игры «Учебный уголовный процесс» являются
— показать этапы и процедуру стадии судебного разбирательства;
— научить правовой оценке исходной фактической правовой ситуации (анализу материалов дела, законодательства, разработке правовой позиции по делу , принятию процессуальных решений );
— привить практические навыки реализации полномочий профессиональными субъектами уголовного судопроизводства в ходе судебного разбирательства (составления и процессуальных документов, устных выступлений в суде первой инстанции и т д.);
— определить уровень теоретической подготовки студентов – членов клуба.
Количество и состав участников все члены клуба (в основном студенты 3 курса) с привлечением студентов 4 курса в качестве экспертов и специалистов
Примерный состав участников деловой игры:
— 2 профессиональных судей, один из которых- председательствующий судья, второй запасной;
-1-2-государственных обвинителя (прокуроров);
— 1-2 потерпевших;
-адвокат-представитель потерпевшего (в среднем -по числу потерпевших, допускается большее или меньшее количество);
-законный представитель потерпевшего;
— 2-3 подсудимых;
— 2-3 защитника (по числу подсудимых, допускается 2 защитника у одного подсудимого);
-законный представитель подсудимого (у одного или нескольких подсудимых);
— 3-4 свидетеля
-эксперт;
-переводчик;
-секретарь судебного заседания;
— 2 конвоира;
— оформительская группа ( 4-5 человек).
Количество и состав участников (число подсудимых, потерпевших, защитников и т.д., необходимость участия эксперта (экспертов),специалиста(специалистов),переводчика) варьируется в зависимости от фабулы выбранного уголовного дела
Формы проведения деловой игры- в зависимости от принципа формирования группы участников, игра может быть проведена в двух формах: проводится один показательный учебный уголовный процесс с участием всего клуба либо его части которая оценивает работу участников клуба в качестве зрителей.
Участие в игре и присутствии в зале судебного заседания для членов клуба является обязательным
Руководство организацией и проведением деловой игры в целях обеспечения организации и проведения деловой игры создается –рабочая группа, которую возглавляет руководитель клуба, председатель клуба и его заместитель.
В сферу исключительной компетенции руководителя клуба входит:
•принятие решений по основным положениям, определяющим процесс организации и проведения деловой игры;
•распределение обязанностей между членами рабочей группы, координация их деятельности;
•осуществление наблюдения и контроля за ходом подготовки деловой игры;
•разрешение разногласий по принципиальным вопросам, возникающим между председателем клуба, его заместителем и членами клуба;
•предварительное подведение итогов непосредственно после завершения ее демонстрационного этапа;
•представление на заседании кафедры отчета о результатах деятельности клуба, оценка личного вклада
каждого ее члена в организацию ДИ
Организация и проведение учебного судебного процесса в работе клуба включают следующие этапы:
- Подготовительный
- Репетиционный
- Демонстрационный
- Заключительный
На подготовительном этапе осуществляется подбор дела и участников игры
При подборе дела необходимо учитывать состав участников по количеству и разнообразию процессуальных статусов в деле, разнообразие процессуальных действий, объем дела, зрелищность с точки зрения публики присутствующей в зале судебного разбирательства. При подборе участников игры необходимо учитывать уровень подготовки и успеваемости студентов по таким предметам как Уголовно-процессуальное право, уголовное право, правоохранительные органы. Исходя из фабулы дела идет распределение ролей между участниками клуба, Если на одну роль претендуют два или более участников, то им дается задание по данной роли. Студент давший правильный ответ и наиболее эффективно показал себя , получает данную роль.
На репетиционном этапе происходит распределение ролей, ознакомление участников игры с делом, его доработка, составление обвинительного заключения и сценария процесса, имитация стадии назначения судебного заседания, имитация проведения необходимых экспертных исследований ,подготовка устных выступлений и судебных решений, генеральная репетиция .
На демонстрационном этапе осуществляется непосредственное проведение судебного процесса по делу .
Деловая игра “Учебный уголовный процесс” проводится в течение 4 академических часов, как правило, с 9.00 до13.20 с перерывом с 11.10ч до 11.35ч
Во время проведения процесса за поддержание дисциплины в зале отвечает председательствующий, который может применить к ее нарушителям меры, предусмотренные процессуальным законом (предупреждение, удаление из зала заседания).
На заключительном этапе обсуждаются итоги учебного процесса, отрабатываются процессуальные приемы исправления допущенных ошибок, готовится стенд и видеоматериалы
В целом работа научного студенческого клуба «Әділет» предусматривает решение проблем подготовки высококвалифицированных юридических кадров. Профессиональные знания юриста должны обеспечивать высокую эффективность правоприменительной деятельности. В настоящее время для вузов актуальна задача изменения системы обучения необходимы не только высокий уровень теоретической подготовки по юриспруденции, но и выработка практических навыков применения этих знаний, формирование профессионального правосознания на возможно более раннем этапе подготовки молодого специалиста. Процесс обучения должен быть приближен к реальным условиям.
На сегодняшний день в процессе воспитательной работе в вузе возникают определенные трудности. На духовно-нравственном облике будущих специалистов нередко отражаются конфликты и противоречия внутри университета. Как показывает опыт, основными источниками этих противоречий выступают иногда сохраняющийся авторитарный стиль руководства и общения, не учитывающий позиции студенчества; недостатки организации труда и учебного процесса; несоответствие форм и методов обучения, учебных планов требованиям времени; неудовлетворительный уровень академической культуры, выражающийся в нечеткости выполнения должностных обязанностей, несоответствии поведения, отдельных, особенно молодых, преподавателей нормам профессиональной этики, в нарушении трудовой дисциплины, снижении требовательности к студентам; в незаинтересованности части студентов в получении образования.
Но, несмотря на различные препятствия и трудности, обращаясь к студентам можно сказать, что все же есть 10 причин, по которым стоит пойти в студенческое объединение:
1) В студенческом объединении всё по-настоящему! Это настоящая работа. Это высокая ответственность: за дело, за вуз, за людей (участников).
2) Ты можешь создать студенческое объединение для работы в любой социальной и экономической сферы! Выбрать интересующее направление (возможно, по специальности обучения), создать группу, получить опыт работы, доказать, что ты грамотный специалист и хороший организатор – вот доступный каждому рецепт хорошего начала профессиональной карьеры!
3) Каждый может стать руководителем объединения и получить уникальную возможность в студенческие годы узнать, как это – руководить коллективом. Руководитель студенческого объединения и лидер – настоящие управленцы, которые разрабатывают планы, определяют механизмы их реализации и контроля. И главное – они принимают решения!
4) Дисциплина во всем! Лидерами и руководителями могут и должны быть не все. Участники студенческих объединений умеют и подчиняться общим правилам и традициям, поэтому им легко будет адаптироваться по окончании учебного заведения на постоянном месте работы.
5) Сильная сторона жизни студенческого объединения — обучение! Обучение разное, как профессиональной деятельности, так и управленческим навыкам, навыкам работы в коллективе, навыкам общения с работодателями, администрацией вуза и самопрезентации.
6) Если ты склонен к общественной деятельности, ты получишь возможность реализовать свои способности в данном направлении. Благотворительная деятельность, помощь детям, ветеранам, шефство над детскими учреждениями, работа с трудными подростки и трудовыми отрядами старшеклассников – направления, которыми занимаются студенческие объединения круглый год.
7) Ты сможешь реализовать и развить свой творческий потенциал в самых разных сферах. Для этого созданы все условия, проводятся различные творческие мероприятия.
8) Ты попадёшь в уникальную, всеми узнаваемую культуру движения студенческих объединений, традиции которого вырабатывались и прививались десятилетиями.
9) Студенческие объединения – это доброта, взаимовыручка, дружба на долгие годы. Ребята, прошедшие эту школу, никогда не будут одиноки в нашем мире.
10) Участвуя в студенческих объединения ты проявишь себя сейчас, от чего зависит не только твоя карьера, но и без преувеличения – ТВОЯ жизнь!»[ 5].
Присоединяясь к вышеуказанному, хотим отметить, что основные цели и задачи учебно-воспитательного процесса заключаются в подготовке высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Казахстанскому обществу, работодателям сегодня нужны компетентные, нравственные, предприимчивые молодые люди, имеющие активную жизненную позицию, лидерские качества, обладающие гибким мышлением, готовые к международному сотрудничеству[6].
Использованная литература:
1. О КазНУ имени аль-Фараби → Стратегия развития университета → Миссия, видения, направления. http://www.kaznu.kz/ru/5108/page.
2. Gliffin C. Representations of youth: The Study of youth and adolescence in Britain and America. Cambridge, 1999. — 160 c.
3.Айнутдинова И. Н. Студенческие клубы учащейся молодежи в США как фактор их социального воспитания. // Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Казань, 2004. — 21с.
4. Организация воспитательной работы в академической группе: Метод. пособие для преподавателей, кураторов академических групп Составитель: В.И.Трегубов — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.- 49 с.
5. Студенческие объединения: создание, становление, функционирование: методические рекомендации для студентов / Сост. Т.Б. Крюкова, Т.В. Королева. – Иваново: Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, 2012. – 92 с.
6.Концепция воспитательной работы в КазНУ имени аль-Фараби. http://www.kaznu.kz/ru/1941
К.ю.н., доцент кафедры
уголовного права, уголовного процесса
и криминалистики юридического факультета
им. Аль-Фараби
Мухамадиева Г.Н.,
Баяндина М.О.