Наталья Мишукова – председатель СДЖ по Кызылординской области, ментор ЦРЖП и проекта «Одно село – один продукт», директор филиала Казахстанской Ассоциации непрерывного образования по Кызылординской области, член Совета по защите прав предпринимателей, член регионального совета при НПП «Атамекен», учредитель ТОО «Мансап Кызылорда» рассказала о реализации уникального проекта в Казахстане, который дает возможность многодетным, безработным сельским женщинам, объединившись, открыть собственное производство брендовой продукции.
– Наталья Валентиновна, расскажите, пожалуйста, о социально значимом проекте «Мен Кәсіпкер», реализацией которого вы занимаетесь?
– Мы презентовали новый инструмент – развитие предпринимательского потенциала «Мен Кәсіпкер». Это совместный проект НПП «Атамекен» при участии Совета деловых женщин (СДЖ) и Министерства национальной экономики РК. В нем три направления: «Кəсіпке бағыт» – обучение компетенциям, профильное и профессиональное обучение малого бизнеса; Центры развития женского предпринимательства (ЦРЖП), которые запущены с прошлого года, в которых участвуют только женщины, и которые теперь заработают в каждом районе страны; проект «Одно село – один продукт» – он появится во всех регионах, позволив вовлекать сельчан в малый бизнес и кооперативно создавать уникальные товары и продукты. Я очень рада, что инициативы, которые когда-то запускали в пилотном режиме, перерастают в полноценные инструменты поддержки и масштабируются на всю страну. Теперь в малый бизнес смогут включиться еще больше, чем прежде, женщин, в том числе, многодетные, самозанятые и, в целом, жители аулов и городов нашей страны.
– Какова суть пилотного проекта «Одно село – один продукт»?
– С прошлого года в Казахстане пилотный проект «Одно село – один продукт» (ОСОП) был успешно реализован в четырех областях. В Костанайской области – это изготовление продукции из козьего молока. В Жамбылской области занялись выпуском кондитерских и хлебобулочных изделий, в ЗападноКазахстанской – переработкой шерсти и изготовлением изделий из нее, а в Мангыстауской области – изготовлением изделий из войлока. А в этом году география его распространения расширится по всем областям республики. Суть данного проекта в развитии местных сельских общин, где их креативность и потенциал активизируются посредством эффективного руководства и развития человеческих ресурсов, участниками которого являются жители села с предпринимательской инициативой, действующие предприниматели, стартаперы, самозанятые, производители товаров из местного сырья. И что очень важно, в нем участвуют только женщины. Цель проекта – повышение качества местной продукции, создание местных брендов, маркетинг и повышение ценности продукции на рынке. Период реализации проекта – с февраля 2023 года до декабря 2025 года. Ожидаемый эффект – отбор не менее трех товаров из местного сырья. Данный проект – малозатратный. Вначале мы провели работу в районах и сельских населенных пунктах Кызылординской области с целью определения товаров из местного сырья и их отбора для дальнейшего развития и продвижения в рамках проекта. Следует отметить шесть важных аспектов реализации ОСОП: использование местных ресурсов и сырья; использование простых, подручных инструментов; вовлеченность большого количества людей путем обучения; разработка уникального продукта посредством получения квалифицированной помощи и консультаций; обеспечение качества и проведение сертификации производимой продукции; расширение и развитие рынков сбыта. В поиске уникальных региональных продуктов и товаров из местного сырья помогут и региональные выставки.
– Как будет формироваться бренд продукции?
– Формированием займутся брендкомитеты в регионах, которые будут созданы в целях продвижения товаров, стимулирования местных товаропроизводителей, повышения качества местной продукции для дальнейшего продвижения на внутреннем или внешнем рынках, а также распространения концепции ОСОП. В состав бренд-комитета будут входить представители местных исполнительных органов, Ассоциаций (Союзов), эксперты, представители СМИ, образовательных учреждений, руководители частных организаций, связанных с развитием внутреннего туризма, общественные деятели. В задачи бренд-комитета входят утверждение требований к региональному бренду с учетом принципов ОСОП; утверждение логотипа регионального бренда; проведение отбора и вынесение решения о присвоении регионального бренда товарам; выработка рекомендаций и предложений по товарам с целью повышения их рыночного потенциала и продвижения на рынки; выработка предложений по развитию предпринимательского потенциала местных товаропроизводителей и экономическому развитию региона. На простых примерах Иссык-Кульской модели ОСОП (Кыргызстан) расскажу, как это было. Для внедрения проекта «Одно село – один продукт» была отобрана ИссыкКульская область. Перед сельчанами была поставлена задача: найти продукт в своем селе, который заслуживает внимания и уважения на всей территории страны, а если они не смогут найти товар, то необходимо обратить внимание на местные исторические достопримечательности, чтобы о них узнала вся страна. Наряду с администрациями сельских аульных округов, поселков и городов люди взяли на себя ответственность за создание всемирно признанных продуктов, отражающих гордость в местной культуре и реализацию проекта через самостоятельные действия с использованием потенциала региона. Среди форм предпринимательства были переработка (некондиционной продукции), изготовление продуктов (соки, уксусы, соусы, пирожные, желе, сухие сладости, йогурты, супы, хлеб, сыры), косметики, мыла, кремов для рук. Следующий этап – сбыт в местах прямой продажи сельхозпродукции и путем доставки на дом. В поле зрения попали заведения общепита, использующие в меню местные продукты, практиковались и экскурсии на фермы для участия в сборе урожая, а также сдача полей в аренду. В итоге в Кыргызстане были созданы войлочные, пищевые производства, производство косметической продукции, куда было вовлечено большое количество людей. Сейчас эта модель распространяется во все другие регионы страны. И каждая область разработала свой бренд. А после конкурса бренд-продуктов, производители каждой области получили торговые марки региона. Причем, участникам проекта было предложено посмотреть на сырье под другим углом. Например, все знают, что из ромашки можно получить травяной сбор или чай, но не все знают, что варенье из ромашек также полезно и вкусно. Или, скажем, как использовать региональные ресурсы для нескольких целей было показано на примере облепихи, из которой можно выпускать несколько видов различной продукции – от сока до варенья. Кроме того, разработка регионального продукта ведется, используя местный ресурс. Так, к примеру, 95 процентов фасоли экспортируется, а остатки использовали как корм для домашней скотины. Но добавили ценность продуката и превратили в доход. Наряду с этим, приветствуется возрождение национальной традиции с добавлением нового вкуса, а также – туризма. Добавление высокой ценности к потенциальным региональным ресурсам осуществляется также через разработку товаров ручной работы. Таким образом, следует учитывать важные моменты при разработке продукта: во-первых, историю, традиции, туризм, культуру, во-вторых, производство из одного сырья различных продуктов; в-третьих, труд, время и оригинальность продукта. А еще продукт должен быть потребляемым в повседневной жизни. – Каковы механизмы воплощения проекта в жизнь? – Внедрению проекта способствует принятая «Дорожная карта», которая включает мероприятия, формы завершения (определение производителей продукции, проведение обучения, технологические карты, бизнес-планы, мастер-планы, конкурсы и т.д.), сроки исполнения и ответственных исполнителей. А конечный этап реализации проекта – создание магазинов ОСОП и антенна-шопов (демонстрационные магазины). Необходимость открытия магазинов продиктована мотивацией сельских товаропроизводителей для реализации в них продукции потребителям; продвижением местной продукции и поддержкой сельских производителей; обеспечением управления продажами и обратной связи от потребителей. Кроме того, такие магазины станут точкой притяжения для бизнес-нетворкинга (место для обсуждения контрактов, сделок, поставок), а также возможностью влияния на вкусовые пристрастия населения и формирования устойчивого спроса. Антенна-шопы – магазины, необходимые для помощи местным производителям по продаже товаров с сопровождением ее рекламы, распространением информации о туристских достопримечательностях, выявлением потребительских трендов и маркетинговой деятельностью. Функция «антенны», заложенная в названии магазинов, заключается в трансляции информации о региональных товарах и в приеме откликов от потребителей, а также предоставлении их в качестве обратной связи своим местным производителям.
– На каком этапе сегодня реализуется проект в Казахстане?
– Сегодня мы ведем разъяснительную работу в районах, встречаемся с жителями, представителями акиматов, разъясняем, консультируем. Телефон контакт-центра разрывается от звонков. Люди со всех регионов интересуются условиями, хотят принять участие. Это еще раз говорит, что мы движемся в правильном направлении! Хочу сказать спасибо своим коллегам из Совета деловых женщин. Вы – лучшие! Впереди у нас много побед и еще больше работы. Благодарю Национальную Палату предпринимателей РК «Атамекен», руководство QR Ulttyq ekonomika ministrligi, Министерство национальной экономики РК и Национальную комиссию по делам женщин и семейнодемографической политике – за внимательность к вопросам развития малого предпринимательства. Старт проекту дали первые аулы в пилотных областях, а сегодня опыт распространяется по всей стране. И это только начало. Главное – это полное доверие к друг другу, ведь все работают в одной цепочке. Скажем, кто-то моет шерсть, кто-то – прядет, кто-то изготавливает из нее изделия…Это миникооператив, своеобразный кластер. – Какая государственная помощь предусмотрена? – Среди мер господдержки – предоставление грантов, выгодных кредитов, например, 2,5 процента агрокредитов для молодежи. Мы будем имеющим бизнес-идею гражданам помогать в сопровождении их проектов, в получении консультаций, грантов и подготовке документации. Но важно понимать, что давать мы будем не рыбу, а удочку.
– Наталья Валентиновна, расскажите немного о себе.
– Я родом из Аральска. Высшее филологическое образование получила в Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата. После окончания университета сначала работала в школах, а после принятия программы «Балапан» в стране стали открываться частные детские сады, в одно из таких учреждений меня пригласили работать на должность руководителя. Предпринимателям я помогла открыть еще три детских сада в рамках программы «Балапан». Затем я занялась бизнесом, открыв частную школу «Мансап» со своими бизнес-партнерами. В 2017 году я прошла курс обучения по программе «Бастау» и стала бизнес-тренером данной программы. Хочу отметить: человек должен заниматься тем, что ему по душе и лучше всего удается, тогда больше шансов добиться успеха.
Ольга СИЗОВА, собкор «ЮГ» по ВКО