Штрафовать родителей за детские простУпки предложил депУтат Мажилиса Ринат Заитов. Это произоШло во время заседания в Мажилисе по вопросам создания кУльтУры нетерпимости к насилию в отноШении женщин и детей. ДепУтат подчеркнУл, что нельзя списывать со счетов ответственность родителей за поведение детей, посколькУ воспитание – Это прямая ответственность отцов и матерей.
– Семья – это маленькое государство, поэтому ответственность должна быть на всех. Например, если в одной семье ребенок что-то сделал, вся семья должна понести ответственность. Может, какие-то выплаты или выговор будут объявлять на работе родителям? Если какой-то ученик что-то сделает, какое-то правонарушение, вся семья должна быть в ответе, – сказал мажилисмен. Помимо этого, Ринат Заитов предложил выработать механизмы, которые позволят изолировать опасных детей в спецшколы. – Опасные дети, словно ложка дегтя, которая портит всю бочку меда. Нужны дежурные участковые инспекторы, поскольку завуч по воспитательной работе не может за всем уследить. А что приводит к насилию? Мы видим, что дети с 15 лет используют разные психоактивные вещества либо начинают раннюю половую жизнь, поэтому здесь надо тоже рассматривать вот эти вопросы, – заявил депутат. Кроме того, он предложил ввести запрет на обсуждение по телевидению различных семейных конфликтов. Это предложение, не лишенное рациональности, вызвало очередную волну возмущения в соцсетях.
При этом, родители казахстанских школьников никак не придут к какому-либо компромиссу. Одни из них пишут «все верно, надо таких учеников из школ выгонять, пусть в какие-то ПТУ идут, как раньше», другие ехидно комментируют «конечно, надо в школы полиции нагнать, а лучше сразу ВВ (внутренние войска) ввести, пусть каждого первоклассника на входе обыскивают». Но есть и более четко взвешенные мнения. Так, жительница г. Алматы, учительница со стажем свыше 40 лет Нина ШМЕЛЕВА считает, что на самом деле в депутатском предложении ничего нового нет, однако, оно может стать толчком к дискриминационным проявлениям. – И в прежней, советской, и в сегодняшней, казахстанской, школе были и есть определенные методы воздействия на поведение учащихся. Были звонки и письма родителям на работу. Однако, это мера, действующая хаотично. Что делать, если родители безработные либо самозанятые? Что делать, если ребенок за каждый проступок будет жестоко наказан дома? Имеет ли в этом случае учитель право – законодательное и моральное – содействовать мере, предложенной депутатом? Я могу понять и то, почему депутат предложил ввести штрафы для родителей. Каждый день мы сталкиваемся с пугающими новостями о том, как группа школьников издевались над сверстником, дети, играя, искалечили собаку и так далее. А ведь это результат вседозволенности и понимания, что до наступления возраста уголовной ответственности им ничего не будет. Поэтому меры воздействия на поведение современного школьника нужны. Но тут возникает очень много вопросов – «опасные дети», о которых говорит депутат, это кто? Дети, склонные к насилию? Из неблагополучных семей? Из многодетных семей, где работает один отец, а мать воспитывает пятерых-шестерых ребятишек? Где критерий опасности ребенка? Подвергают буллингу одноклассников и распространяют нарковещества среди сверстников часто подростки из весьма благополучных и обеспеченных семей, чьи родители действительно пребывают в глубоком шоке, узнав о «подвигах» своих отпрысков. Понимаете, это действительно родители, которые не просто занимаются обеспечением ребенка в материальном плане: они воспитывают детей, организуют для них досуг, делают все, от них зависящее, как и родители в многодетных, малообеспеченных, неполных семьях. К сожалению, в первую очередь, ярлык «опасных» получат как разтаки дети из малообеспеченных семей, а это уже проявление дискриминации. Далее, несложно догадаться, что произойдет, если меры, предложенные депутатом, получат поддержку на государственном уровне. Кто окажется ответственным за их воплощение в жизнь? Разумеется, учитель. А насколько это этично по отношению к родителям и ученикам? Поэтому, чтобы ввести законодательно какие-то сдерживающие или карательные меры, ответственность за выполнение которых опять будет возложена на учителей, нужно создать рабочую группу экспертов, проработав досконально этот вопрос. При этом, в этой группе должны быть не только правоведы и юристы, но также педагоги и психологи с богатым практическим опытом работы в школе. Только тогда можно разработать эффективные механизмы профилактики и противодействия опасным ЧП в школах Казахстана.
Диас ЭМИР