Аброр Фатхуллаев – Генеральный консул
Республики Узбекистан в г.Алматы
- В Узбекистане предстоит проведение референдума по новой Конституции. Чем продиктована эта мера?
В обеспечении развития каждой страны, благополучия ее народа важную роль играет Конституция, являющаяся гарантом прав и свобод граждан, фундаментом строительства правового демократического государства и сильного гражданского общества.
Как известно, конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 года.
За прошедший период времени, безусловно, кардинально изменился политико-правовой, социально-экономический и духовно-культурный облик нашего общества.
В то же время эпоха глобализации, цифровизации, усиливающиеся процессы трансформации и конкуренции, стремительно меняющаяся жизнь ставят все новые безотлагательные, чрезвычайно важные и актуальные задачи по дальнейшей модернизации страны, укреплению национальной независимости и обеспечению благосостояния населения.
Инициатором конституционной реформы выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, который в декабре 2021 года предложил внести изменения в конституцию, а в мае 2022 года парламент образовал комиссию для разработки поправок в основной закон страны.
Основными принципами конституционных реформ в Узбекистане провозглашены идея «Во имя чести и достоинства человека» и подход «Человек – общество – государство».
Исходя из идеи о том, что «единственным источником и автором Конституции должен быть народ», было проведено всенародное обсуждение по проекту Конституционного закона, всего от населения поступило свыше 220 тысяч предложений по его совершенствованию, из которых каждый четвертый отражен в проекте.
В ходе подготовки проекта Конституционного закона были тщательно проанализированы более 400 международных документов, принятых ООН, ОБСЕ, ШОС, ЕС, Организацией тюркских государств и другими международными организациями, конституции почти 190 стран.
- Ожидается, что Конституция изменится на 65% процентов. Каким образом это повлияет на систему управления государством?
По итогам всенародного обсуждения, благодаря внесенным изменениям и дополнениям количество статей Конституции увеличилось с действующих 128 до 155, объем норм увеличился на 65% и конечно же это отразится на системе управления государством.
Впервые в Конституции закрепляется в качестве неизменного положения, что Узбекистан является суверенным, демократическим, правовым и социальным государством. Эта принципиальная норма направлена на сохранение и дальнейшее укрепление независимости нашей страны, интенсивное продолжение реформ, основанных на принципе «Во имя достоинства человека» и обеспечении приоритета права.
Коренным образом совершенствуются основы организации государственной власти, статус, взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти, укрепляется баланс, равновесие между высшими органами государственной власти. Усиливаются полномочия парламента, совершенствуется статус Сената как палаты территориального представительства.
В новой редакции в Конституцию включены важные нормы по усилению гарантий независимости деятельности судов, установлению неприкосновенности и подотчетности судей по конкретным делам, обеспечению их безопасности.
В Конституции в три раза увеличены нормы, касающиеся социальных обязательств государства, в частности устанавливается, что государство берет на себя ряд новых обязательств по сокращению бедности, обеспечению занятости, защите от безработицы.
В проекте обеспечение прав и свобод человека закрепляется как высшая обязанность государства и данное обстоятельство определяет сущность законов, деятельности государственных органов и их должностных лиц.
Вместе с тем неясности во взаимоотношениях человека с государственными органами толкуются в пользу человека, а меры правового воздействия должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения законных целей.
Эти положения обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей с соблюдением прав человека, предотвращают применение излишних мер правового воздействия в отношении человека.
В частности, вносится норма, закрепляющая гарантии неприкосновенности личности в уголовном процессе, что каждый имеет право на свободу и неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений, ограничение этого права допускается на основании решения суда.
- Как вы оцениваете уровень поддержки инициатив Президента Узбекистана?
Инициативы Президента Узбекистана по конституционной реформе пользуются широкой поддержкой у населения страны.
Результаты изучения общественного мнения, проведенного Республиканским центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» показывают, что 83% граждан страны поддерживают конституционную реформу и признают востребованность обновления Конституции в современных условиях.
Своё отношение к проекту новой Конституции страны граждане Узбекистана смогут выразить в ходе всенародного референдума, намеченного на 30 апреля с.г.
Для организации участия наших сограждан, находящихся в Казахстане, при Генеральном консульстве создан избирательный участок №21.
С учетом компактного проживания граждан Узбекистана на территории консульского округа в период с 19-го по 26-е апреля будут организованы пункты досрочного голосования в гг. Тараз, Усть-Каменогорск, Туркестан, Шымкент, Кызылорда, Сарыгаш, Есик, ЦОН г.Алматы, рынок «Алтын Орда».
30 апреля референдум пройдет непосредственно в здании Генерального консульства, по адресу г.Алматы, ул.Жарокова, 360.
Пользуясь предоставленной возможностью, приглашаю своих соотечественников принять участие в референдуме и продемонстрировать свою гражданскую позицию.